Общая характеристика дислалии. Формы и причины заболевания.

Диагностика нарушения речи

На простые и сложные дислалии разделяют, исходя из количества неправильно произносимых ребенком звуков. При простых — он плохо выговаривает один звук или одну группу звуков, артикуляционно схожих между собой. При сложных — есть проблемы с различными звуковыми группами.

Классификация дислалии, построена на причинах ее развития и особенностях проявления.

Выделяют следующие формы,  различающиеся по природе происхождения:

  • Физиологическую
  • Функциональную
  • Механическую

Физиологическая дислалия диагностируется, когда с органами речи у ребенка все в порядке. Неправильное произношение звуков возникает в раннем возрасте (до 5 лет), когда мышцы артикуляционного аппарата малыша еще не развиты в полной мере.

Если после 5 лет нарушение звукопроизношения сохраняется, физиологическая форма заболевания переходит в функциональную.

Функциональная дислалия возникает в следствии оргнических поражений мозга или социальных факторов.

Физиологические:

  • органическое поражение мозга;
  • неврологические и другие хронические заболевания;

Социальные:

  • неправильное обучение речи в семье (сюсюканье, употребление слов в уменьшительной форме и т.д.);
  • неверное выговаривание звуков родителями и другими взрослыми из ближайшего окружения;
  • смешение языков в семье;

Отдельно выделяют механическую дислалию, которая возникает из-за врожденных дефектов артикуляционного аппарата или после травмы.

Причины:

  1. Нестандартно сформировавшиеся прикус или небо.
  2. Язык необычных размеров.
  3. Чересчур короткая или длинная уздечка и т.д.
  4. Органическая дислалия (другое название механической) бывает наследственным заболеванием. В таком случае определенный речевой дефект передается из поколения в поколение.

Функциональную форму подразделяют на моторную и сенсорную — по источнику сбоя произношения.

Моторная дислалия вызвана проблемами речедвигательного характера, сенсорная — речеслухового.

Общая характеристика дислалии. Формы и причины заболевания.

Комбинированные формы, на которые подразделяется функциональная дислалия— артикуляционно-фонетическая;— артикуляционно-фонематическая;— акустико-фонематическая

  1. Артикуляционно-фонетическая дислалия обусловлена неверным расположением органов артикуляции. Слушатель правильно понимает произнесенный ребенком звук, но от нормы его произношение далеко.
  2. Отличительная черта артикуляционно-фонематической формы — подмена «трудного» звука на более простой, произнести который можно с меньшими усилиями артикуляционного аппарата.
  3. Акустико-фонематическая объясняется недоразвитием фонематического слуха. Ребенку не под силу различить особенности конкретных звуков из-за непонимания фонем.

Функциональная дислалия – расстройство речи без дефектов артикуляционного аппарата, проявляющееся искажением или неточностью воспроизведения слов. Дислалия бывает простой − мономорфной, когда ребенок не может выговорить какой-то один звук или звуки из одной группы; полиморфная − сложная, когда нарушается произношение нескольких звуков из разных групп. Формирование лексико-грамматической речи при этом не страдает.

Функциональную дислалию разделяют на основе патогенеза: моторная (отсутствие готовности органов артикуляции к выполнению сложных движений), сенсорная (трудности в узнавании и различении похожих звуков) и смешанная, когда оба механизма затронуты одновременно.

Также специалисты выделяют несколько форм данного речевого нарушения:

  • Артикуляторно-фонематическая – характеризуется заменой некоторых звуков на похожий. Например, «курица-курича», «кошка-коска» и т. д.
  • Акустико-фонематическая – развивается при плохо сформированном слухе, когда дети не могут верно узнавать акустические характеристики звуков. В таких случаях слова выглядят так: «кора-гора», «нора-пора».
  • Артикуляторно-фонетическая – искажение некоторых букв («р», «ш») и пр.

Часто у детей развивается не одна форма болезни, а ее смешанный вариант. В этом случае наблюдается подмена звуков, нарушение твердости и смягчения слов, недостаточное произношение букв: «й», «к», «р», «х» и т. п.

Из-за дефектов речевого аппарата человеку становится затруднительно артикуляторно правильно произносить различные звуки [р], [ш], [з], [с], [л] и т. д. По статистике различные виды дислалии встречаются у каждого второго обратившегося к специалисту. Данные отклонения особенно часто проявляются в возрасте до 6 лет.

Таблица поможет более понятно разобраться с разновидностями форм дислалии.

Органическая дислалия или механическая дислалияПоявляется из-за различных анатомических изменений и патологий речевого аппарата.
Функциональная дислалияПричины функциональной формы можно разделить на моторные (проблемы с речедвигательным анализатором) и сенсорные (дефекты в развитии речеслухового анализатора), при этом проблем с артикуляционным аппаратом не наблюдается. Моторная дислалия обусловлена затруднением движения языка и губ, звуки слышатся нечетко и с помехами (шипения, хрипота и т. д.).
Сенсорная дислалия имеет симптомы в виде смешанного и неточного произношения звуков или их замены на похожие, например, [з] на [с], [р] на [л]. Мягкое произношение заменяется твердым, шипящие на свистящее и т. д. Иногда встречается сенсомоторная форма.
Возрастная дислалия или физиологическая дислалияЗвукопроизношение происходит невнятно у детей до 5 лет. Подобное явление связано с развитием артикуляционных органов. Как правило, проходит самостоятельно к 6 годам.

В зависимости от особенности патологии воспроизведения звука, дислалия классифицируется на:

  • акустическую;
  • артикуляторную;
  • фонетическую;
  • фонематическую.

В итоге по характеру звукового деффекта, образуя например артикуляторно-фонематическую дислалию, когда у пациента неправильная постановка речевого аппарата при произношении звука и нарушен фонематический слух и восприятие. Из-за этого становится трудно правильно различать услышанные звуки. Происходит смешивание и замена гласных и согласных в речи.

Общая характеристика дислалии. Формы и причины заболевания.

Фонетические дефекты разделяют по буквам, с которыми имеются проблемы. Названия происходят от греческого алфавита:

  • Хитизм — проблемы со звуками [х] и [х’].
  • Йотацизм — [й].
  • Ламбдацизм — [л] и [л’].
  • Каппацизм — [к] и [к’].
  • Ротацизм — [р] и [р’].
  • Сигматизм — все шипящие и свистящие [ж], [ч], [ш], [з] и т. д.
  • Гамматизм [г] и [г’].
  • Дефекты озвончения, оглушения.
  • Дефекты смягчения и твердости.

Также дислалию различают на простую (мономорфная дислалия) и сложную (полиморфная дислалия). В первом случае наблюдается нарушения только в одной звуковой группе, например среди [з], [с], [ц]. При полиморфном типе имеются проблемы с произношением сразу нескольких разных групп букв, например, [ш],[к].

В конечном заключении диагноз пациента может выглядеть следующим образом: «сенсорная акустико-фонематическая дислалия» или «механический артикуляционо-фонетический ротацизм». Как правило, врачи говорят просто: ротацизм, ламбдацизм и далее в карточку записывают, чем оно было вызвано и с чем именно наблюдается проблема (с восприятием звуков или их произношением).

Органическая и механическая дислалия развивается под влиянием физического дефекта артикуляционного аппарата, препятствующего правильному произношению звуков.

В большинстве случаев, этот диагноз ставиться тем детям, которые имеют проблемы в строении речевого аппарата:

  • расщелина твердого неба – «волчья пасть»;
  • расщелина верхней челюсти – «заячья губа»;
  • неправильный прикус – прогения или прогнатия;
  • отсутствие зубов, их неправильное расположение, расстояния между зубами;
  • короткая подъязычная связка («уздечка»);
  • слишком большой или слишком маленький язык (макро- и микроглоссия);
  • неправильное строение челюстно-лицевых костей;
  • недоразвитость нижней челюсти.

Для устранения речевого дефекта при наличии одного из возможных патологических состояний пациент нуждается в комплексной помощи разных специалистов.

Причины функциональной дислалии:

  • ослабленность ребёнка, вызванная соматическими и инфекционными заболеваниями;
  • нарушение фонетического восприятия;
  • ММД, задержка психического развития в анамнезе;
  • задержка развития речи;
  • неблагополучное социальное окружение: педагогическая запущенность, тесный контакт с носителями неправильной речи, ограниченность контактов с обществом.

Взрослый человек без труда может заметить отклонение от нормы в восприятии и воспроизведении звуков детьми, хотя в практике логопеда чаще встречаются случаи, когда родители не замечают все отклонения в произношении их ребёнком.

При замене звуков дети не различают схожие фонемы по звучанию и заменяют один звук другим. Чаще всего симптоматика проявляется косноязычием. Например, ребёнок путает глухие и звонкие согласные, мягкие и твёрдые (дерево-терево, лапа – ляпа). Если разница в артикуляции незначительна, и звуки образуются в одном и том же месте, например: вместо [Р] может звучать [Л] или [Д] (рыба – лыба), вместо Ц – Ч (цыплёнок – чипленок) и т. д.

Иногда ребёнок испытывает трудности с выбором звука, хотя может правильно его произносить в отдельных словах (говорит Шапка, но допускает ошибки каСя в слове каша), то есть один и тот же звук произносится различно в зависимости от ситуации. В отдельных случаях дети произносят звуки русского языка нетипичным для языковой системы образом – горловое (французское) [Р], специфическое [З], похожее на английское the.

Замены и смешение фонем относится к фонематическим дефектам, искажение звуков – к фонетическим видам патологии.

Для определения дефектных звуков логопед предлагает ребёнку повторить за ним слова или назвать то, что изображено на картинке. Данный материал подобран таким образом, что охватывают все группы звуков. Мало того, звук должен находиться в разных позициях: в начале, в конце, и в середине слова, учтены также мягкие и твёрдые согласные.

  • артикуляционная;
  • акустическая;
  • артикуляторно-фонетическая — возникает в результате не полностью сформированного фонетического слуха, при произношении слова пациент неправильно определяет трудные звуки («корка» — «горка», «косточки» — «госточки»);
  • артикуляторно-фонематическая — характеризуется заменой услышанного звука на похожий при условии, что артикуляционные позиции расположены неправильно («ушел» — «усел»);
  • акустико-фонематическая — неправильное артикуляционное расположение при произношении, в связи с этим происходит искажение произносимых звуков (буква «р» выговаривает грассированием).

Что такое дислалия у детей

Дислалия представляет собой неверное употребление звуков, нарушение их произношения. Заболевание не сопряжено с дисфункциями нервной системы, речевого аппарата, органов слуха или зрения. Патология распространена среди детей раннего школьного и дошкольного возраста.

Согласно данным статистики, современные дети часто страдают полиморфными нарушениями речевого произношения. Впоследствии подобное может привести к проблемам с письменной речью.

Особенностью дислалии называют отсутствие дефектов речевого и слухового аппарата. Ребенок хорошо разговаривает, отсутствует диагноз «задержка речевого развития».

Формы дислалии

  1. физиологическая — возрастной дефект речи ребенка;
  2. механическая — обусловлена неправильным строением речевого аппарата (существует вероятность наследственной передачи);
  3. функциональная — нарушение речи не вызвано патологиями органов, которые отвечают за функцию речи.

Общая характеристика дислалии. Формы и причины заболевания.

С первыми двумя формами все понятно. Но что делать, когда диагностирована функциональная дислалия? Логопедия в этом случае предлагает мощные методы коррекции, которые могут помочь пациенту. Однако первостепенно следует разобраться, чем она вызвана и как себя проявляет.

ПОДРОБНЕЕ:  Лечение перорального дерматита у взрослого и ребнка

Возникновение функциональной дислалии связано с устойчивыми индивидуальными особенностями нервной системы. Нарушение этого вида обратимо, в отличие от механической дислалии, которая обусловлена неправильным строением речевого аппарата, когда коррекция возможна исключительно хирургическим путем.

  • сенсорный вид — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и слухового аппарата;
  • моторный вариант — возникает на фоне нейродинамических нарушений центрального отдела речевого и двигательного аппарата.

Характеризуется сенсорная дислалия нарушением различия похожих между собой звуков. Ребенок при произношении путает шипящие или свистящие звуки, глухие или звонкие, твердые или мягкие. Поэтому, когда его просят сказать, например, «слово» он может произнести «шлово», то есть происходит взаимозамещение звуков. Кроме устной речи, если пациент пишет под диктовку, он может допускать подобную ошибку и на письме.

Для моторной дислалии характерно несоответствие движений губами и языком при произношении звуков. Артикуляция становится смазанной, в связи с этим появляется фонетический дефект.

В тяжелых случаях возможно диагностирование совокупности звукопроизношения, тогда врач ставит диагноз сенсомоторная дислалия. Степень сложности произношения и дифференциации пациентом звуков могут быть разные.

  1. сложная — нарушено восприятие и воспроизведение больше четырех звуков;
  2. простая — характеризуется однотипным нарушением: мономорфным (только гласные или согласные) и полиморфным (гласные и согласные).

В логопедии для классификации дислалии по звукам есть специальная таблица нарушений. За основу был взят греческий алфавит:

  • йотацизм — неправильное произношение слов, где есть звук «Й»;
  • ротацизм — неправильное произношение или замещение звука «Р»;
  • хитизм — проблемы с распознанием и произношением звуков «Х» и «К»;
  • каппацизм — трудности с произношением слов, где есть «К»;
  • гаммацизм — неправильная дифференциация звука «Г»;
  • сигматизм — нарушение произношения или замещение шипящих и свистящих;

Опасность дислалии заключается в том, что на ее фоне могут возникнуть сложные совокупные дефекты произношения и распознания звуков. В том случае, когда у пациента диагностирована комбинированная дислалия с фонематическим отклонением, в диагнозе будет присутствовать «пара», например, парайотацизм.

  1. недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка;
  2. наличие объекта для копирования неправильной речи ребенком;
  3. отсутствие воспитания ребенка родителями;
  4. проблемы фонематического слуха;
  5. нарушение слуха.

В зависимости от количества дефектных звуков у ребенка выделяют простую и сложную дислалию.

Простая дислалия характеризуется наличием в произносительной речи не более чем четырех дефектных звуков. При сложной дислалии – таких звуков пять и более.

В зависимости от характера дефекта произношения звука выделяют следующие формы дислалии:

  • Ротацизм. Характеризуется неправильным произношением твердого и мягкого «р»;
  • Сигматизм. Проявляется недостатком произношения свистящих и шипящих (эта форма дислалии считается одной из самых распространенных);
  • Ламбдацизм. Выражающийся неправильным произношением твердого и мягкого «л»;
  • Нарушения произношения небных звуков. Каппацизм (дефекты выговаривания твердого и мягкого «к»), гаммацизм (недостатки произнесения твердого и мягкого «г»), хитизм (расстройства произношения твердого и мягкого «х»), йотацизм (нарушения выговаривания звука «й»);
  • Дефекты озвончения и оглушения. Первые выражаются в виде замены звонких согласных звуков парными глухими, вторые – наоборот;
  • Дефекты смягчения и твердости. В первом случае ребенок заменяет мягкие согласные звуки парными твердыми, во втором – наоборот.

Причины появления нарушения речи

Причин, приводящих к развитию дислалии у ребенка, достаточно много. Врачи разделяют их на две категории — органические и социально-биологические. В первую из них включают нарушения произношения, которые возникают из-за аномалии строения артикуляционного аппарата. Проблемы с выговариванием звуков могут возникнуть в результате патологий:

  • зубов;
  • челюсти;
  • нёба;
  • языка.

Проблемы могут иметь врожденный или приобретенный характер. Так, исказить речь могут отсутствие зубов, высокий свод нёба, присутствие неправильного прикуса или укороченной подъязычной связки. На речи ребенка отражается любая из вышеперечисленных аномалий.

Социально-биологические причины также достаточно часто приводят к развитию патологии. В процессе развития речи ребенок подражает взрослым. Современный ритм жизни приводит к тому, что многие родители недостаточно часто общаются со своим ребенком. Некоторые взрослые не уделяют должного внимания развитию произносительных навыков у детей.

Отдельно специалисты выделяют категорию причин, которые приводят к развитию дислалия у детей в связи с возрастом. В этом случае речевой дефект является физиологической нормой. Он не требует выполнения специфической коррекции и в последующем исчезнет самостоятельно, если родители будут уделять достаточное количество времени для занятий с ребёнком.

Дислалию можно предупредить при помощи выполнения профилактических мероприятий, предупреждающих развитие нарушения речи. Для этого необходимо:

  • контролировать состояние здоровья ребенка;
  • во время беременности нужно регулярно посещать акушера-гинеколога;
  • родители должны обеспечить ребёнка всесторонней заботой, а также предпринимать меры для его полноценного физического и умственного развития;
  • окружающие ребенка взрослые должны отличаться правильной, грамотной и полноценной речью;
  • необходимо проходить своевременное обследование, чтобы вовремя выявить присутствие анатомических нарушений со стороны строения или работы органов речи.

Если рассматривать механическую дислалию, специалисты отмечают основную причину ее появления — дефект физического развития, который не позволяет пациенту правильно воспроизводить услышанный звук. Появляется, в основном, при наличии стоматологических дефектов (таких, как, аномальный прикус, непрорезавшиеся или неправильно сформированные резцы, недоразвитие нижней челюсти, волчья пасть и прочее).

Функциональная дислалия развивается на фоне нестабильного психического или физического состояния ребенка. Это может быть связано с полученными травмами.

Очень часто дислалию диагностируют у детей с проблемами психического развития. Еще одним фактором, который провоцирует дислалию, являются болезни высокой степени тяжести, перенесенные в момент формирования речевой функции. Нередко причиной развития дислалии становятся сами родители, а именно недостаток общения и внимания, уделяемого ребенку дошкольного возраста, находящегося в активной стадии формирования речи.

Редко, но встречаются случаи комбинированной дислалии.

Медики выделяют ряд основных причин развития механической дислалии. К ним относятся:

  1. недоразвитие уздечки языка (короткая);
  2. неправильное челюстно-лицевое строение костей;
  3. дефекты неба;
  4. недоразвитие уздечки верхней губы;
  5. нарушение целостности верхнего твердого неба и губы.

Учитывая указанные выше причины, диагностировать нарушение речи может логопед, но процесс лечения передается в руки стоматологов и ортодонтов, после чего ребенку рекомендуется пройти курс коррекции речи. Лучшие результаты лечения достигаются в возрасте 5–6 лет.

После того как разобрали определение дислалии и ее разновидности, перейдем к факторам влияющим на ее возникновение. По ее форме разделятся и причины дислалии на органические (механические, анатомические) и функциональные.

В первом случае дефекты произношения появляются из-за анатомически неправильного строения речевого аппарата. Как правило, подобные отклонения передаются по наследству (строение речевого аппарата и его органов). При функциональной дислалии у человека наблюдаются нарушения в работе головного мозга.

В большинстве случаев проблемы с речью возникают из-за анатомических изменений губ и языка.

Если у человека имеются костные аномалии (неправильный прикус, высокое нёбо, мелкие зубы и т. д.), то у него наблюдается физиологическая дислалия. Она является генетическим отклонением и передается от родителей к детям. В некоторых случаях возникает после серьезных травм челюсти.

Сенсорная и моторная функциональная дислалия возникает только из-за социальных и биологических причин.

К социальным причинам относят:

  • окружающее общество с неправильной речью;
  • «сюсюканье» с ребенком (предумышленно неправильное произношение букв при разговоре);
  • одновременное использование двух языков в одной среде (булингвизм);
  • запущенность ребенка в воспитании.

Среди биологических факторов отмечают:

  • запоздалое речевое развитие;
  • неправильная формировка фонематичекого слуха;
  • высокая болезненность ребенка.

Основные формы дислалии появляются именно из-за этих причин. Наиболее подвержены дети в возрасте до 6 лет, так как они еще только обучаются, и все действия повторяют за взрослыми. Из-за этого так важно, чтобы малыша окружали люди с хорошей речью и правильной дикцией.

Замена звуков при дислалии может быть следствием ряда провоцирующих факторов, распространенными среди которых называют:

  1. Анатомически неверное расположение зубов.
  2. Нарушения прикуса.
  3. Короткая уздечка языка.
  4. Низкое либо чрезмерно высокое небо.
  5. Расщелины неба или губ.
  6. Нарушение подвижности языка или губ.

В числе психологических факторов, которые могут повлечь развитие дислалии:

  1. Слабость, сниженный иммунитет, частая заболеваемость.
  2. Дефекты речи у родителей. Это влечет за собой подражание неправильным словам и звукам.
  3. Нарушения фонематического слуха.
  4. Запущенность педагогического воспитания.

В числе распространенных причин нарушения функционирования головного мозга. В подобных клинических случаях ребенок страдает не только приведенной выше патологией, но также иными формами нарушения речевой функции.

При функциональной дислалии отсутствуют структурные повреждения мозга или артикуляционного аппарата. Ребенок слышит нормально. Большую роль в формировании дефекта играет среда, в которой растет малыш, и нарушения нейродинамических процессов созревания коры головного мозга. Патогенез объясняется несбалансированностью или слабостью нервных процессов в центральной нервной системе.

Общая характеристика дислалии. Формы и причины заболевания.

Провоцирующие факторы, способные привести к патологии:

  • слабое физическое здоровье ребенка;
  • частые простудные и инфекционные заболевания;
  • гипо- и авитаминозы;
  • расстройства питания (дистрофии);
  • «сюсюканье» с детьми дошкольного и более старшего возраста, приводящее к неправильному формированию речевых центров;
  • усвоение ребенком дефектов речи взрослых (картавость, неправильное произношение слов);
  • двуязычность в семье, при этом дети переносят звуки свойственные одному языку в другой;
  • позднее обращение к логопеду;
  • неблагоприятная семейная обстановка, частые стрессы;
  • нарушение подвижности языка, губ или нижней челюсти в результате врожденных или приобретенных дефектов;
  • педагогическая запущенность, при которой взрослые не общаются с ребенком и не поправляют неправильное произношение и пр.

Кроме того, на возникновение функциональной дислалии может повлиять и наличие задержки речевого или психического развития при различных патологиях нервной системы. В этом случае, лечение нарушений речи требует длительного и комплексного подхода.

Дислалия может быть механической (органической) или функциональной.

Механическая дислалия у детей является следствием тех или иных органических дефектов периферического речевого аппарата (языка, зубов, губ, челюстей), а также нарушений его костно-мышечного строения.

ПОДРОБНЕЕ:  Почему рождаются дети с ДЦП — провоцирующие факторы и причины. Основные причины ДЦП. Диагностика ДЦП Что церебральный паралич у ребенка

К основным причинам дислалии этого типа относятся:

  • Укороченная подъязычная связка (уздечка языка);
  • Дефекты строения неба: высокое узкое (готическое) или, напротив, низкое плоское верхнее небо;
  • Укороченная уздечка верхней губы;
  • Слишком толстые губы;
  • Дефекты в строении челюстей (например, неправильный прикус – глубокий, перекрестный, открытый, прогенический или прогнатический);
  • Отвисшая нижняя губа;
  • Чрезмерно массивный (макроглоссия) или же слишком узкий и маленький (микроглоссия) язык (как правило, подобный дефект сопровождается также отставанием общего физического и умственного развития);
  • Укороченная слабо подвижная верхняя губа.

Функциональная дислалия – это неправильное звукопроизношение, которое не обусловлено какими-либо недостатками строения речевого аппарата. То есть органическая основа для ее развития как таковая отсутствует.

Причинами дислалии этого типа у детей могут стать:

  • Неправильное воспитание культуры речи в кругу семьи;
  • Подражание чьему-то неправильному звукопроизношению;
  • Использование в кругу семьи двух языков;
  • Педагогическая запущенность;
  • Недоразвитость фонематического слуха;
  • Неумение удерживать язык в правильном положении;
  • Быстрые переходы от одного движения языком к другому.

Причины появления нарушения речи

Симптоматика дислалии включает нарушения произношения, замену или искажение звуков.

К числу основных признаков относят:

  1. Нарушение произношения отдельных звуков, к примеру «л», «р», «х», «к», «й».
  2. Замена твердых согласных букв мягкими или наоборот.
  3. Речевые расстройства могут носить комбинированную форму.
  4. У ребенка может проявляться как единичный вариант нарушения произношения, так и сочетание нескольких.

Дислалия или дефект произношения

Как известно, любое отклонение значительно легче исправить на начальном этапе развития. Моторная функциональная дислалия и другие ее виды гораздо легче вылечить, когда артикулярно неправильная постановка речевого аппарата не закрепилась в подсознании.

Среди наиболее явных симптомов отмечаются:

  • пропускание букв в словах (машина — маина);
  • замена звуков (корова — колова);
  • посторонние звуки при произношении, когда они не требуются (хрип, шипение и т.п.);
  • отсутствие твердости, мягкости, звонкости, глухости в словах;
  • периодическое неправильное употребление букв в словах и использовании через раз правильного варианта;
  • смешивание двух звуков в один.

После появления первых симптомов нужно обратиться к логопеду для проведения тщательного обследования. На нем точно определяется какая у человека форма дислалии, механическая или функциональная, артикулярная или акустическая, фонематическая или фонетическая дислалия и т. д. От правильного диагностирования зависит качество и скорость лечения.

Когда у ребенка дислалия характеризуется пропуском определенных букв, то основным симптомом является их отсутствие в любой части слова.

Если происходит звукозамещение, то симптомом выступает изменение слышимого звука на воспроизводимый. Подобное нарушение происходит из-за того, что ребенок не дифференцирует фонемы по артикуляторным и акустическим аспектам. При подобном отклонении пациент заменяет звуки в произвольном порядке, вне зависимости от того, как они были образованы в исходном слове, без классификации их на твердые, мягкие, звонкие и шипящие.

При смешении звуков ребенок время от времени произносит звук правильно или неправильно, что говорит о незавершенности процесса усвоения фонем.

Если ребенок страдает от дислалии, характеризующейся искажением звуков, то заметить это можно при общении с ним. Такие пациенты употребляют в своей речи звуки или буквы, которые отсутствуют в исходном слове изначально. Чаще всего подобный дефект встречается у пациентов с механической дислалией.

Если у ребенка функциональная дислалия, то в его устной речи можно заметить нарушение воспроизведения одного, максимум пары звуков. При механическом нарушении пациент затрудняется в определении группы схожих между собой звуков. В случае недоразвития нижней челюсти пациент будет произносить звуки путем переднеязычной артикуляции, что обусловлено отсутствием возможности задерживать язык в области фронтальных зубов.

Дислалия

Дислалия относится к нарушениям речи, которые склонны к восстановлению. Это связано с взрослением ребенка. Если в этот период родители обратят внимание на то, что их дитя страдает от нарушения, и обратятся за квалифицированной помощью, то шансы на выздоровление высоки. Однако даже те дети, которые не проходили коррекцию речи, при дислалии имеют богатый словарный запас, в зависимости о формы нарушения могут правильно писать слова и склонять их, разбивать по слогам и развивать правильную связную речь.

Также логопеды выделяют физиологическую дислалию, о которой было рассказано ранее. Подобное нарушение самостоятельно проходит у детей к пяти годам и обусловлено формированием важнейших функций организма: слуха и речи.

Симптомы нарушения проявляются в виде пропусков, замен и искажений звуков. Локализации нарушения звукопроизношения могут быть разными.

Фонетические дефекты выделяют по звукам, с которыми имеется проблема. Названия дефектов – производные букв греческого алфавита.

  1. Сигматизм — неправильное произношение шипящих [Ж], [Ш], [Щ], [Ч] и свистящих [С], [С’], [З], [З’];
  2. Ротацизм — неверное выговаривание  [Р] и  [Р’];
  3. Ламбдацизм — проблемы с выговариванием [Л] и [Л’];
  4. Каппацизм – дефекты звуков — [К] и [К’];
  5. Хитизм – дефекты звуков [Х] и [Х’];
  6. Йотацизм – неверное выговаривание [Й]
  7. Нарушение озвончения — наблюдается в парах «Б-П», «Д-Т», «В-Ф», «З-С», «Ж-Ш», «Г-К» и т.д;
  8. Нарушение смягчения — замена мягкого согласного парным твердым

У ребенка может присутствовать как один из указанных дефектов произношения, так и несколько. Речевое расстройство часто бывает комбинированным.

Диагностика дислалии

То, что многие звуки маленьким ребенком произносятся неточно, родители зачастую считают нормальным. Однако на речевые особенности детей с дислалией — пропуски, замены, искажение, смещение звуков — нельзя не обращать внимание. Если к 5 годам такие характерные речевые отклонения не проходят — это уже симптоматика серьезного расстройства.

Плотное взаимодействие с логопедом поможет после грамотного обследования выявить причины дислалии, узнать из-за чего ребенок говорит неточно и назначить комплекс мероприятий по исправлению речи.

Дислалалия или фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Малоподвижные и неактивные дети должны быть проверены на наличие дизартрии — более серьезной дисфункции, касающейся не только звукопроизношения, а и голосового аспекта в целом, способности запоминать и повторять и т.п.

Дислалия и дизартрия во многом не похожи друг на друга. Это связано с тем, что при первой форме речевого расстройства органические поражения отсутствуют, а при второй — главную роль, наоборот, отыгрывают нарушения центральной нервной системы. Дети с дислалией мало чем выделяются из числа своих ровесников, помимо «особенной речи». А дети с дизартрией отличаются нестабильным настроением, быстро утомляются. Они безынициативны и плохо приобретают новые навыки.

Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии позволяет определить степень состояния речевого развития. Пограничное состояние между ними носит название стертой дизартрии, нарушения при которой объясняются неправильной иннервацией артикуляционных мышц. Диагностируется стертая дизартрия довольно сложно, поскольку схожа с обоими заболеваниями.

Диагностика дислалии включает работу с пациентом логопеда, и применение дифференциального метода.

Главная задача специалиста заключается в дифференциации дислалии от дизартрии – серьезного заболевания, которое сопровождается не только искажением звукопроизношения, но также уровнем запоминаемости, спецификой восприятия ребенка, иными проявлениями.

Также диагностика включает выявление фактора, провоцирующего развитие патологии, и форму расстройства.

Диагностика дислалии заключается в тщательном сборе анамнеза. Должен выполняться опрос не только ребенка, но и матери. Врачу нужно установить, как проходил период внутриутробного развития, какими были роды (естественными или искусственными), имелись ли какие-либо осложнения в процессе родовой деятельности.

На следующем этапе специалист тщательно изучает медицинскую карту ребенка и беседует с родителями. Все это поможет тщательно изучить перенесенные заболевания пациента.

Далее следует череда тестов, после которых врач сможет установить, насколько развита психомоторика у ребенка, речь, зрение и слух, двигательная система. И только после этого ведущий специалист определяет уровень развития артикуляционного аппарат. Делается это визуально: доктор произносит слова и просит ребенка повторять за ним. В зависимости от правильности воспроизведения указанных слов будет выставлена оценка развития.

Основная задача логопеда — определение уровня развития устной речи ребенка. Для этого специалист умышленно употребляет слова для подражания, которые трудно произносить при дислалии. Дополнительно используется дидактический материал — картинки, игрушки, предметы. После полной проверки врач может точно поставить диагноз, указать степень и характер расстройства речи. Помимо этого, логопед проводит фонематические тесты для определения слуха.

Если у пациента механическое нарушение звукопроизношения, то диагностику и последующее лечение должны проводить команда специалистов, где в дополнение к логопеду есть ортодонт и стоматолог, также потребуется осмотр ребенка хирургом, возможно, неврологом. При наличии такого заболевания, как тугоухость, необходим осмотр ЛОРа.

Способы коррекции дислалии

Постановка диагноза «дислалия» у детей и методы ее устранения — компетенция квалифицированного логопеда.

Методика логопедического воздействия при дислалии включает три этапа:

  1. Если диагностирована механическая форма нарушения, причины ее на подготовительном этапе устраняются оперативным путем у стоматолога, ортодонта, хирурга. Если выявлена дислалия функциональная моторная, приоритет отдается развитию моторики речи, а при сенсорной — развитию процессов фонематики.
  2. Второй этап — посвящен первичным произносительным навыкам, которые формируются, в том числе, с помощью подражания и специальных приспособлений.
  3. На третьем этапе коррекции речи закрепляется безошибочное употребление звуков в разговоре.

Цель логопедического воздействия при дислалии — это не только «установка» звуков, а и развитие памяти и внимания, способности различать звуки и стимуляция коммуникации.

Сложная дислалия у детей дошкольного возраста предполагает систематические занятия с логопедом в течение не менее полугода, простая — на протяжении одного-трех месяцев.

Методика логопедического воздействия при функциональной дислалии рассчитана на три занятия со специалистом в неделю. А дополнительно взрослые должны постоянно заниматься с детьми дома.

Советы родителям

Чтобы ваш сын или дочь не оказались в числе «сильно отстающих» по умению говорить среди своих сверстников малейшим нюансам их речи необходимо уделять пристальное внимание.

Если вы видите, что малыш никак не может справиться с конкретными звуками, обратитесь к логопеду. Скорее всего, вам понадобятся специальные занятия и артикуляционная гимнастика. А если обследование покажет наличие анатомических проблем, придется подготовиться к оперативному вмешательству для ликвидации дефектов.

Чего требует от родителей профилактика дислалии, в первую очередь,— это грамотно разговаривать со своими детьми, на личном примере обучая их правильной речи.

ПОДРОБНЕЕ:  Кластерная головная боль лечение, пучковая головная боль: признаки, причины, критерии

Основные формы дислалии в большинстве случаев успешно поддаются исправлению, особенно если его мероприятия своевременно начаты.

Однако лечение дислалии — процесс трудный и потребует большого терпения, как от ребенка, так и от окружающих его взрослых. Поэтому разумнее больший упор сделать на профилактику. Чем раньше будут выявлены незначительные изъяны в произношении, тем легче будет их устранить.

Этот диагноз ребенка не стоит воспринимать, как нечто пугающее. Близким малыша с «трудной речью» он указывает лишь на то, что с ним надо работать гораздо больше, чем с его ровесниками.

Продолжительность лечения зависит от причины возникновения дислалии. Если имеет место механическая, то изначально выполняется стоматологическая коррекция дефектов. Лучше всего выполнять эти процедуры в возрасте до семи лет.

Функциональная дислалия корректируется усилиями узкоспециализированного врача — логопеда. Лечение проводится в несколько этапов. Изначально важно подготовить ребенка к процессу лечения, рассказать, зачем это делается, что будет, если не устранить проблему. Логопеды в ходе коррекции практикуют методики для развития не только речи, но и памяти ребенка. Особое внимание уделяется дифференциации фонем пациентом. Выполняется регулярная речевая моторика и артикуляционная гимнастика, массаж.

Следующая стадия коррекция заключается в запоминании ребенком и постановки правильного произношения звуков. Это достигается путем метода подражания. Последний этап заключается в развитии коммуникативных способностей ребенка.

Важно соблюдать систематичность в процессе коррекции речи ребенка. Если дислалия простой формы, то для исправления понадобится максимум 3 месяца. В сложных случаях — около 6.

Процесс борьбы с патологией состоит из нескольких этапов. Чтобы избавиться от дислалии, предстоит предпринять подготовительные меры, затем преодолеть фазу формирования первичных навыков произношения. Финалом работы с ребенком становится создание коммуникативных способностей. На подготовительном этапе осуществляются следующие действия:

  • ликвидируются нарушения, связанные со строением артикуляwbjyyjuj аппарата;
  • улучшение мелкой моторики;
  • происходит процесс развития обработки произношения звуков;
  • развитие фонематических процессов, если имеет место быть функциональное нарушение речи;
  • логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, если у ребёнка выявлена моторная форма функциональной дислалии.

Во время фазы формирования первичных навыков произношения происходит постановка отдельно взятого звука, автоматизируется их произношение в слове. Ребёнок учится составлять правильное предложение и тексты. Специалист предпринимает меры для развития умения дифференцировать звуки.

На последнем этапе осуществляется закрепление приобретенных навыков. Ребёнок учится безошибочно употреблять звуки вне зависимости от ситуации общения. Очень важно работать с логопедом регулярно. Занятия должны проходить минимум 3 раза в неделю. Параллельно проводится домашняя терапия. Суть состоит в выполнении особых упражнений и заданий, которые дает врач.

Упражнения, позволяющие устранить дислалию, достаточно разнообразны. Они во многом зависят от разновидности патологии. Так, если наблюдается механическая разновидность патологии, стоит проделывать следующие упражнения:

  • последовательно смыкать сначала зубы, а потом губы;
  • открывать и закрывать рот;
  • прикусывать верхнюю губу нижними зубами, а затем наоборот;
  • проводить верхними резцами по нижней губе, выполняя действие энергично.

Существуют упражнения и для улучшения артикуляции звука. В этом случае рекомендуется сложить губы в трубочку, вытягивать их вперёд и удерживать в таком состоянии 10 секунд. Другим упражнением является улыбка. Для его выполнения пациент должен улыбнуться и сжать зубы заборчиком. В таком положении необходимо пробыть от 10 секунд и более.

Еще одним методом выступает упражнение “пофыркивающая лошадь”. Пациент должен расслабить губы, а затем выдохнуть, попытавшись изобразить звук, который воспроизводят лошади. Действие рекомендуется выполнить минимум 10 раз.

Помочь при борьбе с патологией способно и упражнение “воронка”. Чтобы выполнить его, пациент должен разомкнуть зубы на счёт 1 и вытянуть губы трубочкой вперёд. На счёт 2 губы втягиваются внутрь и подворачиваются за зубы. Рекомендуется выполнять упражнение больше 10 раз.

Если была диагностирована механическая форма патологии, требуется устранение физиологических аномалий, которое производится чаще путем хирургического вмешательства.

На фоне функциональной формы патологии большая часть коррекционных мероприятий направлена на развитие речевой моторики.

На протяжении второго этапа курса коррекции производится обучение ребенка первичным навыкам произношения. Как правило, осуществляется это в игровой форме путем подражания.

Завершающий этап коррекции подразумевает закрепление полученных ребенком базовых навыков.

В зависимости от тяжести патологии коррекция дислалии может проводиться на протяжении от одного месяца до полугода.

В наиболее тяжелых случаях может потребоваться не менее десяти – двенадцати месяцев.

Коррекция патологии включает не только правильную постановку звукопроизношения, но также обучение коммуникативным навыкам, развитие внимательности и памяти.

Существует стандартный подход специалистов к проведению занятий, направленных на коррекцию дислалии.

Независимо от специфики работы логопеда, каждое занятие базируется на основных принципах:

  1. Каждое занятие основывается на охвате определенной темы. Такой подход позволяет сохранить интерес ребенка, а также повысить уровень интеллектуального развития в целом.
  2. Постановка звуков не является единственной задачей. Специалист устанавливает несколько целей, достижение которых осуществляется в рамках одного или нескольких занятий.
  3. Занятия строятся согласно последовательной схеме. То есть, определенные варианты коррекции применяются только после закрепления какого-либо навыка.

Для формирования у ребенка интереса к проводимым занятиям обязательно учитывается возраст малыша. К примеру, у детей младшего возраста занятия проводятся исключительно в игровой форме.

Комплекс упражнений, направленных на устранение механической дислалии, составляется логопедом в индивидуальном порядке с учетом факторов, которые привели к развитию патологии.

Существуют, однако, базовые элементы комплекса, в число которых входит пальчиковая, дыхательная гимнастика, формирование звукопроизношения в игровой форме.

Наиболее важным и сложным этапом коррекции называют автоматизацию фонема, что подразумевает закрепление новоприобретенных навыков.

В большинстве случаев ребенок произносит звуки неверно по привычке. Для исключения подобного также применяются различные варианты осложнений.

Задачей артикуляционной гимнастики называют прививание умения и навыков задействования собственного речевого аппарата.

Существует масса различных упражнений, которые позволяют добиться требуемых результатов. Для облегчения поставленной задачи логопед нередко предлагает пациенту выполнять упражнения перед зеркалом.

Одним из популярных вариантов артикуляционной гимнастики называют комплекс упражнений для языка и губ.

Манипуляции более чем просты: в первую очередь необходимо высунуть язык, полностью расслабив его и положив на нижнюю губу. Далее требуется свернуть язык в трубочку, вытянуть максимально вперед.

Такую же манипуляцию провести с губами.

Ни один квалифицированный логопед не исправляет все звуки одновременно. Вначале коррекции подлежит звук, базовый для группы фонем. Если нарушена артикуляция нескольких групп, начинают с той группы фонем, которая появляется у человека раньше по возрастным нормам.

Общая характеристика дислалии. Формы и причины заболевания.

Базовые звуки для разных групп:

  • С – для свистящих, далее З, Сь, Зь, Ц;
  • Ш – для шипящих, далее Ж, Ч, Щ;
  • К – для заднеязычных, далее Г. Х. Кь, Гь, Хь.

Этапы постановки звуков:

  1. подготовительный;
  2. постановка;
  3. автоматизация фонемы в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи;
  4. дифференциация смешиваемых или заменяемых звуков.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Минимальное количество занятий с логопедом при дислалии – 2 раза в неделю. Ежедневно родители должны закреплять изученный с педагогом материал, выполняя задания. Ожидаемый результат виден лишь через 2–3 месяца работы, этот срок зависит от возраста ребёнка, структуры дефекта, количества нарушенных звуков, регулярности занятий, домашней работы родителей, квалификации логопеда.

Профилактика

К профилактическим мероприятиям относится контроль над правильным произношением в домашних условиях, помощь ребенку в развитии речи, выполнение рекомендаций логопеда и других специалистов, полноценное витаминизированное питание и активный образ жизни. При выявлении проблем с речью, родителям сразу следует обращаться к логопеду и педиатру, а не ждать их самостоятельной коррекции.

Функциональная дислалия не является органической патологией, связанной с повреждением структур головного мозга. В связи с этим, используемые логопедические и медицинские мероприятия позволяют восстановить речевое развитие и добиться правильной, грамотной речи.

Если развитие дислалии у детей дошкольного возраста не обусловлено поражением головного мозга, прогноз носит благоприятный характер. В ряде случаев расстройство может быть устранено в зрелом возрасте. Для полноценного закрепления результатов коррекции взрослым членам семьи ребенка требуется соблюдать правила произношения звуков, отказаться от употребления уменьшительно-ласкательных форм речи.

С целью полноценного развития и укрепления артикуляционного аппарата рекомендуется своевременно начать давать ребенку твердую пищу. Часто нарушениями страдают дети, которые длительное время употребляли только мягкую еду.

Занятия, направленные на развитие мелкой моторики.

Главной мерой профилактики дислалии у дошкольников называют правильное произношение звуков родителями.

Рассмотрим как проявляется дислалия у детей и методы ее устранения.

Что такое дислалия и как ее корректировать?

Важной мерой профилактики называют своевременное выявление расстройств речи. Устранить имеющиеся дефекты и звуковое оформление у детей с дислалией рекомендуется в возрасте до шести лет.

В противном случае ребенку будет сложно осваивать учебный процесс в школе. Именно внимательное отношение к проблемам речи ребенка и своевременная коррекция позволят избежать негативных последствий в будущем.

Более 95% детей полностью восстанавливают речевую функцию. В зависимости от степени сложности дислалии и регулярности коррекционных занятий срок выздоровления колеблется от 3 до 6 месяцев.

https://www.youtube.com/watch?v=9Ss9RMYE2k4

Если говорить о профилактических мерах, то здесь родителям нужно следить за состоянием здоровья и развитием ребенка. При обнаружении каких-либо отклонений в анатомическом строении рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания
Adblock
detector