Психогенный кашель у детей — КОГБУЗ КГКБ №6 «Лепсе»

В чем причина?

Кашель является одним из самых частых симптомов, с которым родители малыша обращаются к педиатру. Бывает так, что с проблемой трудно справиться, а привычная терапия результатов не дает. Если кашель мучает ребенка довольно длительный период, врач ищет альтернативные способы терапии.

Согласно последним исследованиям, кашель может быть обусловлен ритмическими сокращениями мышц голосовой мускулатуры, то есть являться разновидностью тика. В связи с этим второе название неврологического кашля – вокальный тик.

https://www.youtube.com/watch?v=ZQ1biw9KSI0

На сегодняшний день причины разных видов тика (в том числе и вокального) не изучены досконально. Специалисты, исследующие это явление, разделились на два лагеря. Одна группа ученых считает, что тик обусловлен генетическими мутациями, другая – психологическими расстройствами.

Чтобы подтвердить предположение о стрессовом характере психогенного кашля у детей, можно взять во внимание следующие его проявления. В пользу данной теории говорит кашель, который начинается:

  • перед особо важным событием в жизни малыша: экзаменом, концертом, утренником в детском саду;

Нервозность у ребенка может проявляться накануне важного экзамена, зачета или другого ответственного дня

  • в напряженной обстановке дома, которую провоцируют родители, стремящиеся добиться идеального поведения отпрыска;
  • в момент стрессовых событий: испуга, просмотра эмоционального фильма, ссоры с другом;
  • во время общения с человеком, которого сын или дочь побаивается: строгим учителем, врачом.

Лечение медикаментами

Для начала стоит определить целесообразность лечения ребенка медикаментами. Врачи по возможности стараются избегать подобных назначений. В частности, доктор Комаровский вообще не рекомендует справляться с проблемой с помощью лекарств. Лечить кашель медицинскими препаратами показано в том случае, если он мешает малышу наладить общение со сверстниками, найти друзей и социально адаптироваться в целом.

Если доктор решил назначить маленькому пациенту какие-либо фармакологические препараты, лучше остановиться на минимальных дозах лекарств. Практика показывает, что наиболее эффективны препараты-нейролептики, именно они отлично справляются с симптомами вокального тика.

При этом родители должны быть проинформированы о том, что препараты-нейролептики имеют ряд побочных эффектов. Если принимать их длительное время, возможны головные боли, тревожные состояния, нарушение внимания, расстройство сна, повышенный тонус мышц.

Также медики назначают общеукрепляющие препараты, ноотропы, которые усиливают концентрацию внимания, улучшают память, повышают устойчивость мозга к негативным факторам. Однако в отличие от нейролептиков, эффективность которых в данных обстоятельствах приближается к 80%, польза ноотропов при вокальных тиках не доказана.

Методы лечения кашля с психосоматикой

Психогенный кашель не поддается медикаментозной терапии. Ее можно использовать только как вспомогательное средство. В основном это успокоительные препараты. Еще можно использовать различные сборы лекарственных трав, такого же спектра действия. При регулярном приеме они в комплексе помогают снять излишнее возбуждение нервной системы, что соответственно снимает психогенный симптом.

Самый действенный способ лечения психогенного кашля это избавление от раздражающих факторов. Лучше всего сменить обстановку. Возможно, съездить в санаторий или на курорт.

Необходимо как можно больше времени уделять полноценному отдыху. Благоприятно воздействует релакс на природе. Очень хорошо снимает напряжение нервной системы катание на лошадях, или просто общение с этими замечательными животными.

Очень большое значение в лечении психогенного кашля имеет психологическая коррекционная терапия. Она может быть как индивидуальной, так и семейной. Особенно если причиной дискомфорта больного является неблагоприятная обстановка в семье. Ключевым значением этой терапии является понимание человеком причин возникновения данной проблемы.

Хороший результат в комплексном лечении психогенного акта дает релаксация и методика медленного успокаивающего дыхания. В качестве отвлекающего действия в район предплечья могут применять электрошоковые удары.

В особо тяжелых случаях врач может назначить транквилизаторы и антидепрессанты при лечении психогенного рефлекторного действия . Применять их нужно с большой осторожностью и только в назначенных дозировках.

Народные методы

Большинство методик направлено на расслабление нервной системы, которое достигается внутренними (прием успокоительных настоек, отваров) и внешними способами воздействия (ванны, лечебный массаж).

Успокаивающие отвары

В аптеках продаются сборы лечебных трав (приобретаются без рецепта). Помогают снять напряжение перед сном, успокаивают в течение дня. Принимают травяной чай трижды в день. Общие рекомендации по завариванию таковы: 15 г (столовая ложка) заливается кипятком (1 стакан) и настаивается на водяной бане 40 – 45 минут. После разбавляется водой (кипяченой) до 200 мл.

Для снятия болезненных симптомов подходят сборы из вереска, чабреца, пустырника, валерианы.

Настойки на спирту

Детям после 12 лет (после консультации доктора) рекомендуется давать спиртовые настойки. Обязательно нужно соблюдать дозировку. Одна доза должна содержать число капель, соответствующее возрасту. Для лечения подходят следующие препараты:

  • Боярышник лечит неврозы, нарушения кровообращения;
  • Сон-трава снимает нервный кашель у ребенка;
  • Аралия маньчжурская показана при переутомлении, астении, депрессии;
  • Листья крапивы дают бодрость, улучшают формулу крови;
  • Пустырник успокаивает;
  • Элеутерококк повышает тонус;
  • Корни пиона снимают судороги;
  • Дягиль лечит истерические состояния.

Ванны

Расслабляющие ванны хорошо помогают при простуде с кашлем, при лечении бронхоспазма неврологического характера. Они позволяют малышу поиграть в воде, получить положительные эмоции, успокоиться. Для большего эффекта в ванну добавляются морская соль либо травяные отвары из:

  • Цветков ромашки (расслабляет, снимает нервозность);
  • Корневищ валерианы (препятствует возникновению судорог);
  • Лаванды (восстанавливает функции нервной системы).

Процедуру проводят перед сном по четверти часа (через 60 – 70 минут после ужина, 3 раза в неделю). После ванны малыш расслабится и быстрее уснет.

Окружение

Это еще не все сюрпризы, которые приготовила психосоматика. Кашель — заболевание не слишком опасное. Но избавиться от него бывает весьма проблематично. Особенно если он возникает по психосоматическим причинам.

К ним можно отнести негативную обстановку. Причем не дома или в семье, а в окружении человека. Например, в школе или на работе. Если человек часто посещает место, приносящее негативные эмоции и стресс, а также переживания и волнения, не нужно удивляться появлению психогенного кашля. Ведь это вполне нормальное явление.

Обычно сильно заметно данное заболевание у детей. Например, если в детском садике ребенку некомфортно, он получает негатив от данного заведения, скорее всего, у него появится кашель. Некоторые утверждают, что частые болезни у детей в садиках связаны именно с психосоматикой. У школьников тоже нередко возникает психогенный кашель.

Менее подвержены влиянию данного фактора взрослые. Тем не менее кашель (психосоматика, причины которого установлены) лечится куда проще, чем кажется. Во всяком случае вероятность выздоровления в таком случае повышается. Взрослым менять обстановку без лишнего стресса и прочего негатива проще, чем детям.

Помощь родителей, если у ребенка нервный кашель (неврологический)

Кашель, который возникает на нервной почве у ребенка не вылечить без помощи родителей. Кроме создания в доме спокойной обстановки, их действия должны быть направлены на укрепление организма, поддержание общего тонуса.

Для этого нужно:

  • Чаще гулять с сыном либо дочерью на воздухе, укладывать их спать в одно время. Сон должен длиться не меньше 8 – 9 часов, а детям дошкольного возраста показан дневной сон. А вот занятия за компьютером и просмотр телевизора придется ограничить;
  • Исключить продукты, которые содержат кофеин: кофе, какао, чай, шоколад. Заменить их продуктами, которые в большом количестве содержат магний: овощи зеленого цвета, орехи;
  • Снизить требования, которые предъявляются к дочери (сыну) дома и в школе. На его психическое состояние отрицательно влияет высокая требовательность родителей и учителей;
  • Вместе делать упражнения для расслабления, показывая пример: попрыгать, поработать мышцами, а затем их расслабить;
  • Не наказывать дочь (сына) когда они заходятся кашлем, не одергивать, не акцентировать внимание на проблеме. Нужно постараться отвлечь малыша. Например, занять интересным заданием;
  • Врачи советуют записывать причины, приведшие к тому: был ли кашель на нервной почве из-за ссоры родителей, во время посещения родственников или выступления на публике;
  • Пользу приносят умеренные физические нагрузки. Желательно посещение спортивной секции;
  • Следить за психофизическим состоянием. Дочь (сын) смущается, когда прилюдно возникает кашель? Окружите их любовью, заботой. Защитите от излишнего внимания.

Важно: основная задача – не купирование приступов, а создание для больного условий комфортного существования (с соблюдением рекомендаций).

Назойливый и изнуряющий нервный кашель у детей, вызванный состоянием стресса, вылечить сложно. Но положительный результат непременно будет, если подойти к лечению комплексно. Не ждите быстрого эффекта, вооружитесь терпением, действуйте настойчиво и последовательно.

Причины возникновения психогенного кашля

  • Главная роль в возникновении тиков (кашля в т.ч.), принадлежит неблагоприятной, психотравмирующей обстановке в семье. Среди таких факторов — жестокое обращение с ребенком или с близкими ему людьми (чаще — с мамой). Так же, среди причин выделяют просмотр фильмов ужасов, стресс из-за посещения садика или школы.
  • Школьные экзамены, конфликты со сверсниками и учителями могут способствовать усилению тиков. Замечено, что кашель усиливается в присутствии родителей, врачей, учителей.
  • Способствующим фактором в возникновении тиков является осложненное течение беременности и родов.
  • Так же кашель может возникать в следствие копирования кашляющего близкого родственника, имеющего хроническое заболевание легких.
  • Если во время болезни (бронхита, ОРЗ и др.), ребенок был окружен встревоженными родственниками, которые много внимания обращали на болезнь, кашлевой рефлекс может закрепиться и длительно сохраняться, обостряясь во время следующих болезней.

Симптомы кашля на нервной почве сопровождают психические расстройства, нарушения механизмов распространения импульсов по нервам. Возникает он у людей, ощущающих постоянный стресс, волнение, тревогу.

Вызвать подобные симптомы могут:

  • Напряженная домашняя или рабочая обстановка;
  • Ссоры с близкими людьми, одиночество;
  • Ожидание экзаменов;
  • Занятие делом, вызывающим отвращение;
  • «Эффект зеркала» при болезни близких.

Негативные эмоции провоцируют раздражение кашлевого центра, но проявление симптомов возможно также при испытании мощных радостных ощущений. Нервная система одинаково активируется в таких ситуациях, возбуждение затрагивает кашлевый центр.

Так, характерен нервный кашель у детей и взрослых «по привычке». Он начинается с соматических кашлевых проявлений, как симптома тяжелого заболевания легких, который за время болезни рефлекторно закрепляется. Болезнь прошла, а симптомы остались.

Психогенные кашлевые приступы иногда бывают «вредной привычкой», с помощью которой больной вызывает сочувствие у окружающих. Начинаясь, как осознанная симуляция, они, в конце концов, рефлекторно закрепляются в психике.

Проявление неврологического кашля

Психосоматический кашель у детей и взрослых появляется при расстройстве психической деятельности. Непосредственной причиной симптома становится раздражение «кашлевого центра» — участка мозговой коры, отвечающего за процесс кашля. Но если в норме этот механизм предназначен для очищения дыхательных путей от чужеродных веществ, посторонних тел, патогенных организмов, то кашель на нервной почве у детей и взрослых проявляется без этих причин. Симптомов респираторного заболевания при этом нет.

Характерны симптомы психогенного кашля у взрослых и детей:

  1. Специфический звонкий звук и приступообразный характер. Кашель на нервной почве сравнивают с криком гуся или собачьим лаем.
  2. Неврологический кашель сухой, ведь в дыхательных путях нет воспаления, не образуется мокрота.
  3. Обостряется в стрессовых ситуациях, когда в психической деятельности преобладают процессы возбуждения. Так кашель у ребенка на нервной почве начинается из-за серьезных учебных нагрузок, в ожидании экзаменов, а нервный кашель у взрослых — из-за проблем на работе, ссор.
  4. При этом без переживаний психогенные проявления отступают, не проявляются симптомы нервного кашля у детей и взрослых в спокойной обстановке, во сне.
  5. Отсутствуют другие признаки респираторных заболеваний: воспаление слизистых оболочек, заложенность носа, повышение температуры . Нервный кашель не имеет соматической причины.

Понять, что кашель от нервов достаточно тяжело

Психогенный кашель

Психогенный кашель – это невротическое состояние, проявляющееся приступообразным сухим кашлем, не связанным с патологией бронхолегочной системы.

Наиболее частой причиной развития психогенного кашля является гипервентиляционный синдром, при котором отмечается увеличение легочной вентиляции неадекватно уровню газообмена в организме. На фоне стрессовых ситуаций, при разговоре, выполнении физических нагрузок у таких больных появляется ощущение нехватки воздуха, в результате чего они начинают часто и глубоко дышать, а это, в свою очередь, провоцирует приступ кашля.

Психогенный кашель характеризуется непродуктивностью, нередко возникает в нестандартных для больного ситуациях (поход в школу или детский сад и др.), возникает в дневное время и исчезает во сне; проявляется дыхательным дискомфортом в виде чувства неудовлетворенности вдохом, который больные описывают как одышку, нехватку воздуха и даже удушье.

Повышенная тревожность матери, акцентирование внимания на респираторных симптомах могут быть причиной кашлевого рефлекса у ребенка. У таких детей возникает серия сухих громких кашлевых толчков в ситуациях, когда они хотят привлечь внимание или добиться своего.

Так, на приеме у врача они начинают кашлять до осмотра и резко прекращают, когда тревожное ожидание неприятностей, связанных с ним, сменяется успокоением. Часто дыхательные нарушения сопровождаются болями в сердце, нарушением ритма, чувством тревоги и страха, другими проявлениями вегетативной дисфункции. Реже встречается громкий демонстративный кашель с нарочитым выделением мокроты как эквивалент истерической реакции.

Tипичными проявлениями психогенного кашля являются демонстративность, громкая речь, обилие сопутствующих жалоб и кашель в специфических ситуациях. Новый приступ кашля можно легко спровоцировать, коснувшись неприятной ребенку темы.

При подозрении на психогенный кашель необходимы консультация психиатра и исключение всех возможных причин кашля. У пациентов с психогенным кашлем обычно предполагают бронхиальную астму, что влечет за собой проведение излишних и неинформативных обследований и, соответственно, неоправданную терапию.

Ключом к распознаванию невротического соматоформного расстройства у больного с хроническим кашлем является несоответствие жалоб больного клинической картине, которое нередко ставит в тупик врача, недостаточно осведомленного о подобных нарушениях. В 10% случаев хронический кашель является психогенным.

Безусловно, перед тем как определить психогенный характер кашля и степень его тяжести, нужно исключить в первую очередь такие болезни, как бронхиальная астма, синдром постназального затекания слизи, инородное тело в респираторном тракте, муковисцидоз и инфекционные заболевания. Не следует забывать и о такой причине кашля у детей, как курение, в том числе и пассивное.

Лечение психогенного кашля является сложной и не всегда решаемой задачей. По данным большинства исследователей, основное место в лечении отводится психотерапии и созданию оптимального микроклимата в семье и в детском учреждении.

Попытки наказывать, одергивать ребенка в момент кашля, проявлять свое негативное отношение к ним недопустимы. В ответ на замечания и указывание на подобное поведение ребенок акцентирует свое внимание на кашле, что в дальнейшем еще больше его усиливает.

Необходимо максимально рационализировать режим дня ребенка. Свести к минимуму просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере, нормализовать ночной и дневной сон. Рекомендованы регулярные физические нагрузки в виде общеукрепляющей или лечебной физкультуры, занятия спортом.

Перед назначением медикаментозного лечения нужно определить, стоит ли подвергать ребенка влиянию лекарственных средств. Лекарственные препараты для лечения психогенного кашля (например, нейролептики) могут вызывать побочные реакции в виде головной боли, сонливости, нарушения концентрации внимания, беспокойства, тревоги, страха, экстрапирамидных нарушений, повышения мышечного тонуса и др.

Психогенный кашель у детей

У пациентов с психогенным кашлем нередко отмечается гипервентиляционный синдром, проявляющийся дыхательным дискомфортом в виде чувства неудовлетворенности вдохом, который больные описывают как одышку, нехватку воздуха и даже удушье. Это ощущение усиливается в душных помещениях.

Таким образом, при осмотре ребенка с жалобами на длительный кашель в первую очередь следует обратить внимание на отсутствие корреляции между жалобами пациента и другими симптомами поражения дыхательных путей, а именно: затрудненного носового дыхания, одышки в анамнезе и патологических аускультативных изменений над легкими.

Важная роль отводится спирографии при дифференциальной диагностике с бронхиальной астмой, протекающей без классических приступов удушья. У таких пациентов отсутствует основной клинический признак хронического поражения нижних дыхательных путей – эмфизематозная грудная клетка.

При пробе с физической нагрузкой (20-30 приседаний) наблюдается уменьшение интенсивности психогенного кашля или его кратковременное исчезновение за счет физиологической гипервентиляции, подавляющей активность кашлевого центра. В клинической практике проста для выполнения проба с открыванием рта и максимальным высовыванием языка и обязательным дыханием через рот, что прерывает психогенный кашель на время выполнения пробы.

В то время как кашель, связанный с органическим поражением дыхательных путей, остановить невозможно. Ни при каких обстоятельствах для психогенного кашля не характерно отделение мокроты. В случае психогенного кашля не отмечается снижение FEV1*, отсутствует ухудшение показателей при пробе с физической нагрузкой и отсутствует повышение FEV1 от применения β2-агонистов короткого действия (сальбутамол).

В отдельных случаях с целью дифференциальной диагностики таким пациентам возможно назначение сальбутамола на 3-4 дня, которое не приводит к уменьшению или изменению характера кашля при его психогенной природе. Лечение психогенного кашля, как и вокальных тиков в целом, является сложной и не всегда решаемой задачей.

По данным большинства исследователей, основное место в лечении отводится психотерапии и созданию оптимального микроклимата в семье и в детском учреждении. Лечение лучше проводить амбулаторно, так как в условиях стационара тики могут значительно усилиться [3].

Родители не должны уделять чрезмерное внимание тикам. Попытки наказывать, одергивать ребенка в момент тиков, проявлять свое негативное отношение к ним недопустимы. В ответ на замечания и указывание на подобное поведение ребенок акцентирует свое внимание на кашле, что в дальнейшем еще больше его усиливает.

Родителям рекомендуется отмечать, под воздействием каких факторов возникает психогенный кашель [2]. Даются рекомендации общего характера. Необходимо максимально рационализировать режим дня ребенка. Свести к минимуму просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере, нормализовать ночной и дневной сон.

Рекомендованы регулярные физические нагрузки в виде общеукрепляющей или лечебной физкультуры, занятия спортом [8]. Следует ограничить употребление продуктов, содержащих кофеин (чай, кофе, газированные напитки, шоколад). Обогатить рацион продуктами, содержащими магний (зеленые овощи, горох, орехи и т. д.)

Перед назначением медикаментозного лечения нужно определить, стоит ли подвергать ребенка влиянию лекарственных средств. Фармакологическое лечение показано лишь в том случае, если психогенный кашель нарушает социальную адаптацию и межличностные взаимоотношения [2].

Если это лечение все-таки назначено, то желательно стремиться к минимальным эффективным дозам [8]. По данным литературы, наибольшая эффективность (около 80%) при медикаментозном лечении вокальных тиков отмечается при назначении нейролептиков [6].

Однако наряду с терапевтическим действием нейролептики обладают и значительными побочными еффектами, особенно при длительных курсах лечения. Эти препараты могут вызывать головные боли, сонливость, нарушение концентрации внимания, беспокойство, тревогу, страх, экстрапирамидные нарушения, повышение мышечного тонуса [6].

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина могут быть эффективными при сопутствующих обсессивно-компульсивных нарушениях. Рекомендуется применение среднесуточных доз. Хотя антидепрессанты этой группы и обладают минимально выраженными побочными эффектами, все же они имеются.

Наиболее часты нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта: тошнота, рвота, реже диарея. Стимуляторы центральной нервной системы, улучшая симптомы гиперактивного поведения, способны, однако, усиливать тики у некоторых детей [2]. В качестве вспомогательных средств возможно применение общеукрепляющих, ноотропных препаратов, хотя эффективность их при вокальных тиках не доказана.

Безусловно, при выявлении педиатром психогенного кашля у ребенка главная роль в подтверждении диагноза и назначении лечения отводится детскому психиатру.

Список литературы находится в редакции

Связь тела и мозга

«Все болезни от нервов» — утверждение справедливое. Эту проблему изучает наука психосоматика — учение на стыке медицины и психологии. Возникновение и течение некоторых соматических болезней тесно связано с психологическими факторами, работой нервной системы. Особо глубокие исследования ищут связь телесных недугов с глубинными душевными и духовными проблемами.

Изучена психосоматическая причина астмы, мигреней, вегетативных расстройств, проявляющихся паническими атаками. Кашель на нервной почве у взрослых и детей — симптом психических нарушений.

Нервный кашель не имеет специфической клинической картины и может возникать на фоне полного благополучия (субъективный признак, так как человек, пребывающий в хроническом стрессе не способен нормально расслабиться). Но чаще обострение происходит после эмоционального возбуждения или нервного истощения на фоне непрекращающегося воздействия раздражающего фактора.

Симптомы симулируют любое другое заболевание дыхательного тракта:

  • Приступообразный характер. Иногда проявления невротического кашля могут напоминать аллергическое заболевание;
  • Лающий и сухой кашель. Частое явление ларингита;
  • В некоторых случаях может наблюдаться повышение температуры тела до 37-37,5 градусов, что может сбить с толку врачей общей практики. А все объясняется все тем же нервным перевозбуждением, из-за которого происходит чрезмерная активация клеток гипоталамуса, отвечающего за терморегуляцию.

Симптомы неврологического кашля чаще всего проявляются у 4–8 летнего ребенка, усиливаются в подростковом возрасте. Распознать признаки нейрогенного кашля сложно, но можно, если внимательно понаблюдать за ребенком в течении длительного времени.


У вашего ребенка невротический кашель, если вы обнаружили что:

  • ребенок покашливает только днем, ночью симптомы не проявляются;
  • приступы обостряются в осенне-зимний период, усиливаются вечером;
  • ребенок кашляет сухо, навязчиво, постоянно, не отходит мокрота;
  • со временем характерные симптомы не меняются, не усиливаются при физических нагрузках;
  • отсутствуют симптомы, сопровождающие заболевания дыхательных путей;
  • антибиотики, отхаркивающие средства, противокашлевые препараты не оказывают никакого действия.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания
Adblock
detector