Заикание у детей: причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное

Этиология заболевания

Принято выделять четыре фазы развития заикания в детском возрасте:

  • I-фаза: для первой фазы характерны небольшие запинки в размеренной плавной речи, незначительное заикание, как правило, в первых словах предложений. Ребенок никак не реагирует на трудности в произношение, боязнь общения отсутствует;
  • II-фаза: количество периодов запинания в плавной речи увеличивается, приобретает хронический характер. Заикание проявляется при быстрой речи, в многосложных словах. Ребенок осознают нарушения в устной речи, но не относит себя к заикающимся людям;
  • III-фаза: на данной фазе происходит закрепление судорожного синдрома, заикание происходит при произношении определенных звуков либо слов. Логофобия отсутствует, однако, ребенок пытается заменить «проблемные» звуки и слова другими;
  • IV- фаза: ребенок остро реагирует на реакцию окружающих на его патологию речи, развивается боязнь говорить, ребенок старается избегать речевых ситуаций.

Логоневроз – это форма заикания, возникающая на фоне психоэмоционального состояния больного. Учитывая, что наиболее часто данное заболевание встречается в возрастной категории от 3 до 8 лет, причем в большинстве случаев у мальчиков, особую роль для дальнейшей нормальной жизнедеятельности занимает своевременное и эффективное лечение логоневроза у детей.

Невротическое заикание носит непостоянный характер. Наиболее ярко проявляется при стрессовых ситуациях, каких-либо волнений, переживаний, в том числе и положительного характера.

Логоневроз как у детей, так и у взрослых проявляется в нарушение речи, выражающееся в повторение звуков, слогов, слов, а также остановками, не громкостью (нерешительностью) в голосе. Это мешает им общаться, еще больше усугубляя состояние больного.

Данный диагноз ставится, только если нарушение речи регулярные, ярко выраженные.

В большинстве случаев логоневроз развивается еще в детском, либо в подростковом возрасте. Совокупность причин, которые привели к его возникновению, очень индивидуальна. Специалисты выделяют как неврологические, так и генетические факторы.

К предпосылкам возникновения логоневроза можно отнести:

  • детский возрастной период от 2 до 6 лет, когда происходит бурное накопление словарного запаса;
  • наоборот, уже имеющиеся другие речевые нарушения (задержка развития речи, общее недоразвитие речи, алалия, дислалия, ринолалия и другие);
  • определенные свойства нервной системы (впечатлительность, ранимость, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность);
  • патологическое воспитание, нарушение семейных ролей;
  • заикающиеся родители, и свойственные им характерологические черты;
  • подростковый возраст (15-17 лет), когда стрессовая нагрузка ребенка увеличивается в связи с потребностью отстаивать свою социальную значимость, а также в связи с гормональными изменениями в организме;
  • инфекционное поражение ЦНС;
  • детский церебральный паралич (иногда логоневроз проявляется при ДЦП как сопутствующее заболевание);
  • эндокринные нарушения.

При наличии одного или нескольких указанных факторов, заболевание может возникнуть в условиях острого стресса (конфликт в семье, резкий испуг, и.т.д.). Логоневроз у взрослых возникает намного реже, чем в детском возрасте, но тоже может быть спровоцирован психотравмирующей ситуацией.

Лечение логоневроза нужно начинать как можно раньше, пока соответствующая симптоматика не успела закрепиться.

Заикание у детей: причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное

Логоневроз у детей подразумевает комплексную терапию, и обязательно работу с семейным и детским психологом, который поможет семье выработать гармоничный стиль воспитания, создать комфортный психологический микроклимат в семье.

Ни один из существующих на сегодня методов не дает полной гарантии выздоровления пациента. Следует отметить, что причины и симптомы болезни могут быть индивидуальными, что также оказывает влияние на эффективность применяемых способов. Обычно явление возникает в 2-5 лет, когда ребенок начинает разрабатывать свои первые коммуникативные навыки. Риск заикания у мальчиков в 2 раза выше, чем у девочек.

Хотя точные механизмы логоневроза неизвестны, существует 3 его основных типа: возрастной, неврологический и психогенный. Возрастное заикание начинается в процессе обучения ребенка говорить. Неврологическое расстройство возникает в результате инсульта, травмы головы или повреждения головного мозга. Явление психогенного характера связывается с отклонениями психики и нервной системы.

Способ лечения подбирается в соответствии с возрастом пациента, целями оздоровления и другими факторами. Для очень маленьких детей существует возможность ранней терапии, которая вероятнее всего поможет избежать проявления симптомов расстройства в дальнейшем. В процессе лечения важно проходить консультацию с логопедом.

Желательно, чтобы родители принимали непосредственное участие в развитии навыков правильной речи, выполняя все поручения специалиста. Создание среды, которая будет давать ребенку возможность практиковать свои навыки, психологическая поддержка малыша являются основными вспомогательными методами, которые помогут вылечить логоневроз.

Сама терапия может заключаться в постановке правильного дыхания, произнесения слов, уменьшения скорости говорения. Следует заметить, что медицинские препараты, которые способны уменьшить симптомы заикания, отсутствуют или еще не были одобрены. Исследования показывают, что существующие лекарства являются крайне неэффективными и не могут быть использованы при лечении расстройства. Некоторым пациентам выписываются антидепрессанты, противоэпилептические и успокоительные средства.

Около 65% детей дошкольного возраста выздоравливают в течение 2 лет после проявления логоневроза. Используемые логопедами методы дают возможность детям достичь нормальной речи уже в подростковом возрасте. При начале лечения в значительно позднем возрасте (примерно после 5 лет заикания) выздоровление протекает очень медленно и только 18% людей избавляются от недуга впоследствии. Однако даже у взрослых людей существует шанс сделать расстройство практически незаметным для окружающих.

В повседневной жизни логоневроз называют заиканием. Заикание характеризуется нарушением плавности речи, присутствуют заминки или задержки при произношении слов, затягивается произношение некоторых звуков. Эти неприятные моменты обусловлены судорогами мышц, которые принимают участие в произношении.Обычно заикание развивается во время формирование речи, в возрасте от трех лет.

невротическое заикание

Медицина выделяет две главные формы заболевания – тоническую и клоническую.

Тонической форме заикания характерны небольшие паузы во время произношения слов или предложений, растяжка звука.

При клонической форме характерно повторение произносимых слов, слогов или звуков.

Заболевание неприятно тем, что человек постоянно находится в напряжении, испытывает страх перед своей речью, возможен нервный тик. возникновение непроизвольных гримас на лице. Логоневроз увеличивает свое проявление в несколько раз, когда человек нервничает, испытывает эмоциональную нагрузку. Поэтому на протяжении всего сражения с этим заболеванием, нужно чтобы больной находился постоянно в эмоциональном равновесии, необходимо избегать конфликтов и других прочих ситуаций, которые могут повлечь нагрузку на психику больного.

Заикание (логоневроз) у детей появляется из-за напряжения или судороги в речевом аппарате, которые способствуют запинанию, растяжке и повтору слов. Плавность речи нарушается.

Заикание у детей сопровождается судорогами голосовых связок, языка, губ, нарушением дыхания. Дети мучаются при разговоре.

В попытках справиться с заиканием самостоятельно, дети усугубляют ситуацию. Перед началом лечения родители должны показать малыша логопеду, психологу, неврологу.

Какое лечение заикания у детей выбрать в домашних условиях?

Заикание у детей: причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное

Основной предпосылкой для появления невротического заикания является ситуация, когда происходит травмирование психики. Речь может идти как о внезапной стрессовой ситуации, обусловленной сильным испугом или приступом гнева, так и хроническом эмоциональном перенапряжении, например, на фоне продолжительного расставания с близкими или сложной рабочей обстановки.

В детском возрасте появление невротического заикания по большей части объясняется неблагоприятной речевой обстановкой в семье. Это происходит по причине форсирования речевых навыков ребенка, двуязычие, перегрузка информацией и прочее. Некоторые дети начинают подражать заикающемуся члену семьи.

Наследственная предрасположенность также играет некоторую роль в появлении заикания невротического типа. Это может объясняться обусловленной генетическим фактором недостаточности речевого аппарата.

Процесс развития невротического заикания пока не изучен до конца. Предполагается, что при возникновении логоневроза происходит закрепление устойчивой условно-рефлекторной связи за счет образования моторного автоматизма. В возрасте 2-4 лет возникновению заикания невротической формы предшествует патологическая фиксация речевых запинок естественного происхождения как результат становления речи. Говорить о патологии в данный период необоснованно.

Часто встречается невротическая форма заикания у детей в возрасте 2-5 лет. Речевые функции формируются у ребенка одними из последних, при этом речь может быть неидеальной и не до конца сформированной на протяжении длительного времени. Именно поэтому система может дать сбой.

Ученые отмечают связь между нестандартным развитием ребенка и возникновением заикания. Некоторые полагают, что в этом возрасте происходит установление сложных невротических связей в головном мозге. Если произошла травма этого важного органа, то вероятность заикания возрастает. На сегодняшний день можно найти данные о том, что патология молодеет и все чаще встречается у детей до двухлетнего возраста. Причины невротического заикания должен устанавливать врач.

Этиология и патогенез нарушения

Единого мнения об этиологии заикания не существует и по сегодняшний день, но, несмотря на различие взглядов на причины развития заикания у детей, ученые мужи едины в одном – существует ряд определяющих факторов:

  • возрастная категория ребенка;
  • половой диморфизм;
  • особенности речевого онтогенеза;
  • генетический фактор;
  • состояние центральной нервной системы;
  • наличие в анамнезе психической травматизации.

Наибольшее количество случаев заболевания приходится на детей в возрасте от двух до пяти лет, именно в это период происходит активное развитие речевой системы. При этом у мальчиков уровень заболеваемости в сравнении с девочками выше в 4 раза.

Патогенез заикания связан с нарушениями координации голосоведения, артикуляции и дыхательного процесса.

  • оберегайте себя от скандалов и потрясений, подумайте, как избавиться от частых стрессов;
  • не переутомляйтесь;
  • чаще гуляйте на природе;
  • откажитесь от алкоголя;
  • если у вас имеется гипертоническая болезнь, регулярно посещайте врача, на ее фоне может случиться инсульт, тогда перед неврологами и психотерапевтами будет стоять не только задача, как вылечить логоневроз, но и иные цели, связанные с поддержанием здоровья человека.

Заикание у детей: причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное

Ведущей причиной появления логоневроза является психотравмирующая ситуация. Это может быть острая психическая травма (сильный испуг или другое внезапное потрясение, приступ гнева) или хронический стресс (разлука с близкими, семейный конфликт, неприятности на работе). В первом случае невротическое заикание может носить кратковременный характер, хотя зачастую его симптомы достигают значительной выраженности, вплоть до преходящего мутизма (особенно у детей). При хроническом течении психотравмирующей ситуации происходит закрепление патологии речи, возможно присоединение других невротических расстройств.

У детей около 60% случаев заболевания связаны с неблагоприятным речевым климатом в семье. Сюда относят попытки родных форсировать речевое развитие ребенка, чрезмерную требовательность к речи, информационную перегруженность, двуязычие в семье, резкое повышение требований к речевым способностям ребенка и т. п.

Определенную роль в возникновении невротической формы заикания играет наследственная предрасположенность. Она может состоять в генетически детерминированной функциональной недостаточности аппарата, обеспечивающего речевую моторику.

Патогенез логоневрозов недостаточно изучен. В острых стрессовых ситуациях невротическое заикание предположительно развивается за счет возникновения устойчивой патологической условно-рефлекторной связи, а его закреплению способствует формирование моторного автоматизма. При развитии заикания в возрасте 2-4 лет можно предполагать в его основе патологическую фиксацию естественных запинок в речи, типичных для периода становления речевой функции.

Возникновение логоневроза обычно припадает на 3-5 лет. Это связано с интенсивным развитием речевой системы и ее чувствительностью в этом периоде. С каждым годом вероятность появления этого нарушения речи уменьшается: у детей 5-6 лет составляет 2%, 6-14 лет — 1%.

Оценка степени тяжести логоневроза осуществляется соотношением двух показателей: частоты ситуаций, в которых проявляется заикание, и силы его проявления.

Заиканием чаще страдают представители мужского пола

К возрасту 18 лет формируется психический ответ на собственный дефект. Возможно развитие логофобии. Хотя это патологическое состояние более характерно для невротического заикания.

Адекватная логопедическая помощь предотвращает значительные речевые нарушения, не дает сформироваться дефекту психики. Эффективность занятий зависит от тяжести патологии.

Симптомы и виды

Признаки логоневроза у всех возрастов проявляются одинаково, имеют ярко выраженный характер и не требуют зачастую никаких специальных обследований.

При логоневрозе в ходе разговора у больного происходят спазмы речевого аппарата, человек начинает заикаться, при этом патологический процесс схож с икотой.

Встречается такое проявление, как дыхательная судорога, при которой человек начинает ощущать нехватку воздуха, меняется тембр голоса.

При разговоре больной неоднократно произносит одни и те же звуки и слоги, у него возникают проблемы в произношение сложных слов, а также самопроизвольные остановки речи, непроизвольное затягивание звука и слова (зависит от типа невроза тонического, клонического и смешанного). При этом у него могут дрожать губы, он моргает, у него повышенное потоотделение и на лице появляются нервные тики.

ПОДРОБНЕЕ:  Лечение аллергии у детей народными средствами — Аллергия

Внутренне пациент, что зачастую могут обнаружить только психолог, ощущает чувство неполноценности, эмоционального напряжения, страха, тревожности, бессонницы, отсутствие аппетита.

Диагностировать с помощью этих симптомов заболевание достаточно легко. Характерные ему признаки не дают возможности спутать его с другими заболеваниями. Но все-таки, перед тем как лечить логоневроз, следует провести анализ информации о психологической травме, спровоцировавшей заболевание.

Заикание вызвано спазмами речевого аппарата: например, спазмы мышц гортани, нёба, губ или языка. Спазмы мышц гортани являются голосовыми (отсюда и берет начало понятие «заикание», т.к. напоминает икоту). Спазмы языка, нёба и губ являются артикуляционными судорогами. Кроме того, бывают судороги дыхательные – при них возникает ощущение нехватки воздуха, дыхание нарушается.

Поскольку логоневроз заболевание неврогенное, можно выделить 3 группы симптомов заболевания:

  • общие неврологические симптомы (психическое напряжение, чувство неполноценности, высокая тревожность, страхи, снижение аппетита, проблемы со сном, избыточная потливость);
  • основные симптомы логоневроза (затрудненное произнесение слов или слогов, многократные повторения отдельных звуков, слогов или целых слов, непроизвольные паузы в речи, спазмы речевого аппарата, артикуляционные судороги);
  • сопутствующие симптомы логоневроза (лицевые тики, моргание, мышечное напряжение, гримасы лица, дрожание губ, дыхательные судороги и ощущение нехватки воздуха).

В зависимости от симптоматики, различают 3 типа (вида) логоневроза:

  • тонический логоневроз (проявляется в непроизвольных речевых паузах и затяжном произношении слогов или слов);
  • клонический логоневроз (для него характерно навязчивое, частое, многократное повторение отдельных слов, слогов или звуков);
  • смешанный тип (присутствует симптоматика обоих вышеуказанных типов).

Вообще, все методы заикания делятся на:

  • те, что рассматривают его как дефект речи (соответственно, реабилитацией занимаются преимущественно логопеды, помогая больному выработать навыки «плавного говорения», и.т.д.);
  • те, что уделяют основное внимание нервной системе в целом, считая заикание лишь одним из проявлений невротических реакций (тут более уместен целый комплекс, направленный на неврологическую реабилитацию).

Поскольку в случае логоневроза мы имеем сугубо неврогенную природу заболевания, то второй вариант будет предпочтительнее. Хотя и отказываться полностью от помощи логопеда все-таки не стоит.

Таким образом, лечение логоневроза предусматривает выработку индивидуального комплекса мер, направленных на устранение невроза (как основы заболевания), и нормализацию речи (как последствий невротического расстройства).

Вам может понадобиться помощь таких специалистов:

  • Невролог (поможет в постановке диагноза, даст направление на обследование ЭЭГ и МРТ, при необходимости назначит курс седативных препаратов или мягких ноотропов);
  • Психотерапевт ( сеансы могут быть направлены на снижение уровня тревожности, обучение клиента методам релаксации, помогают выстроить новые привычки при разговоре, наработать новые навыки общения). Одним из достаточно эффективных методов психотерапии при логоневрозе также считается гипноз;
  • Логопед (работает непосредственно с дефектами речи);
  • Физиотерапевт, рефлексотерапевт, иглотерапевт, массажист (проводят сеансы терапии, направленной на нормализацию работы нервной системы).

Кроме того, сам пациент также может в домашних условиях применять следующие методы лечения: фитотепария, аромотерапия, расслабляющие ванны, медитация, техники мышечной и дыхательной релаксации.

Народные средства

К народным средствам относят, прежде всего, лечение дарами природы. Существует немало готовых травяных сборов, которые может прописать невролог (они продаются в аптеках). Но и самостоятельно составить такие сборы можно.

Успокаивающим действием на нервную систему обладают такие травы:

  • рута пахучая (1 чайная ложка травы на стакан кипятка, держать на водяной бане 5-7 мин), взрослым и подросткам принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день, детям достаточно просто полоскать отваром горлышко;
  • душица обыкновенная (1 столовая ложка на стакан кипятка, готовить на водяной бане 15-20 мин, затем настаивать при комнатной температуре около 40 мин), после процеживания принимать теплым 3 раза в день (разделив полученный отвар на 3 порции);
  • крапива глухая, еще одно название – ясенец белый (1 столовую ложку травы поместить в прогретую посуду, залить стаканом кипятка и укутать, настаивать так около 20-30 мин), принимать по 1 столовой ложке 3 раза в день, детям достаточно полоскать горло.

Невротическое заикание

Крапива двудомная (2 части), ромашка аптечная (2 части), вереск обыкновенный (1 часть), шишки хмеля (1 часть), мелисса лекарственная (1 часть), корни дягиля лекарственного (1 часть), зверобой продырявленный – 1 часть. Смешать все травы в указанной пропорции. 1 чайную ложку смеси залить стаканом кипятка, настаивать в термосе около часа. Выпить за 2-3 приема в течение дня, в теплом виде.

Смешать 1 чайную ложку меда с 1 таблеткой мумие. Принимать 1-2 раза в день, курс лечения 4-6 месяцев. Затем сделать перерыв на 2 мес.

Какие бы народные средства dы не использовали, обязательно консультируйтесь с врачом, особенно если параллельно dам был назначен курс седативных препаратов.

Отличительной чертой невротической формы заикания является неравномерность интенсивности нарушений речи. У одного и того же пациента выраженность заикания может варьировать от практически незатрудненной речи до настолько сильного заикания, что речевой контакт становиться непродуктивным. Обычно в привычной для больного обстановке, среди близких ему людей (друзей, родных) невротическое заикание мало проявлено и может быть даже незаметно.

Интенсивность заикания значительно усиливается при волнении и эмоциональном напряжении, при осознании своей ответственности или высокой значимости происходящего разговора. Все пациенты с логоневрозом отмечают резкое усиление симптомов заикания при необходимости говорить с незнакомыми людьми или выступать перед аудиторией.

Со временем заикание начинает откладывать свой отпечаток на поведение пациента. Он старается избегать произношения трудных слов, маскирует заикание растягиванием звуков и др. речевыми приемами. В большинстве случаев развивается логофобия. Из-за дефекта речи больной начинает стесняться говорить с посторонними людьми, отказывается от выступлений на планерках и конференциях.

Страдающие логоневрозом дети младшего возраста не хотят участвовать в проводимых в садике утренниках, школьники при необходимости устно отвечать урок предпочитают молчать. Наиболее выражена логофобия у подростков, она может привести к нарушению усвоения учебной программы и полной школьной дезадаптации.

Появление заикания невротической формы может иметь различный характер. При острой психотравме заикание возникает как острая невротическая реакция, развивающееся после выхода из аффективно-шокового состояния. Хроническая психотравмирующая ситуация, в т. ч. и неблагоприятный речевой климат, как правило, приводит к появлению преневротических изменений с отдельными эпизодами запинок в речи. Затем может происходить либо постепенное уменьшение и исчезновение заикания, либо его закрепление в качестве патологического речевого автоматизма.

При фиксации невротическое заикание зачастую сопровождается иными невротическими состояниями: астенией, нарушением сна, депрессивным неврозом, неврастенией, фобиями, истерией, ипохондрией, энурезом и пр. Возможны вегетативные нарушения, укладывающиеся в клинику вегето-сосудистой дистонии. Особенно подвержены невротическим и соматовегетативным расстройствам подростки. Длительное течение и неблагоприятная динамика заикания у них может спровоцировать невротическое развитие личности.

Невротическое заикание может иметь рецидивирующее или волнообразное течение с периодами усугубления нарушений речи в периоды повышенной психо-эмоциональной нагрузки (в начале учебного года, во время экзаменов, сдачи отчетов и т. п.). Усиление симптомов заикания происходит в пубертатном возрасте. В постпубертате обычно наблюдается сглаживание интенсивности заикания, возможно его полное исчезновение. У взрослого, перенесшего в детстве логоневроз, при возникновении стрессовой ситуации невротическое заикание может развиться снова.

Отличительной особенностью неврологической разновидности заикания считается неравномерность проявления речевой дисфункции. У одних и тех же детей выраженность симптомов отличается в разное время, никогда нельзя сказать точно, в какой ситуации и продуктивность речевого контакта будет минимальная. Зачастую в привычной для пациента обстановке среди близких родственников болезнь проявляется незначительно, человек заикается слегка.

Интенсивность симптомов усугубляется при нервозности, психологическом напряжении, возникновении чувства ответственности или повышенной значимости того или иного процесса. Все пациенты, у которых диагностировали логоневроз, утверждают, что симптомы быстро усиливаются, когда нужно разговаривать с незнакомым человеком, выступать перед множеством людей.

Для всех форм заикания характерны судороги при речевом акте, длящиеся от долей секунд до полутора минут. Судороги бывают разными по форме (тонические и клонические), частоте и локализации (голосовые, дыхательные и артикуляционные). При клоническом типе наблюдается многократный повтор звуков и слогов;

при тоническом — длительные паузы и тянущееся произношение звуков и слогов. Бывает и смешанный тип с сочетанием признаков того и другого логоневроза. При заикании проявляются нарушения не только речевой, но и общей моторики (тик, миоклональные судороги). Для того чтобы отвлечь внимание и для облегчения своей речи, заикающиеся прибегают к различным уловкам: движениям головы, конечностей, раскачиванию.

Актуальность проблемы и возраст развития патологии

Первые признаки патологии, вне зависимости от формы, появляются в возрасте от 2 до 5 лет. В этот период формируется фразовая речь. Способность говорить становится самой уязвимой психической функцией ребенка.

Первые признаки неврозоподобной формы заикания проявляются в период 3-4 лет. Они нарастают постепенно. В отличие от невротической формы, начало расстройства не сопряжено с влиянием внешних факторов: испуга, стресса.

Нарушение темпа и плавности речи возникает из-за судорожных движений мышц, которые отвечают за формирование звуков.

Чаще всего заикание развивается во время формирования речи у ребенка – в возрасте от 3 до 8 лет, причем мальчики страдают от этой проблемы примерно в 3 раза чаще.

Логоневроз относится к невротическим расстройствам, основная причина возникновения проблем с речью – это страх, дискомфорт во время произнесения звуков или стресс. Возникновение заикания у взрослых и подростков, до того не страдавших от нарушения речи или успешно справившихся с нарушением, обычно связано с сильным, негативным эмоциональным переживанием – испугом, стрессом или психологическим дискомфортом.

Депрессия? Постоянные стрессы?

  1. Особенности развития речи. Слишком раннее обучение речи, быстрый темп или одновременно обучение нескольким языкам могут вызвать нарушение формирования правильного темпа речи и произношения слов.
  2. Особенности нервной системы. Слабость нервной деятельности, тревожность, мнительность, плаксивость могут свидетельствовать о замедлении темпов созревания нервной системы, в том числе – и центров речи.
  3. Наследственность. Если у родителей ребенка были те или иные проблемы с речью, то вероятность развития заикания у ребенка в несколько раз выше.
  4. Другие речевые патологии. Задержка психоречевого развития, алалия, дислалия или ринолалия также могут спровоцировать развитие заикание у ребенка.
  5. Заболевания нервной системы. Родовые травмы, гипоксия, перенесенные инфекционные заболевания могут вызвать задержку развития центров нервной системы и нарушение формирования речи.

«Пик» развития заикания у детей наступает в возрасте 4 лет, к этому возрасту, как правило, у ребенка полностью сформирован речевой аппарат и центры в головном мозге, отвечающие за функции узнавания и воспроизведения речи.

Начиная с возраста 4 лет, причины развития заикания обычно другие:

  1. Стресс. Постоянно испытываемый ребенком стресс из-за напряженных отношений в семье, ссор родителей, проблем в школе и с ровесниками может привести к нарушению речи.
  2. Страх. Пережитый во время выступления или разговора сильный испуг может закрепить заикание в дальнейшем. Как правило, нарушение речи проявляется в момент сильных переживаний, необходимости выступить перед публикой или ответить на вопрос.
  3. Завышенные ожидания – слишком высокие требования, которые предъявляют взрослые к ребенку могут вызвать сильный стресс и заикание. От заикания могут страдать дети, родители которых требуют от них только отличных успехов в учебе, спорте или других видах деятельности.
  4. Нервное и физическое переутомление – современные дети часто одновременно посещают общеобразовательную школу, несколько дополнительных кружков и спортивных секцией. Это приводит к переутомлению и нарушению нормального развития ребенка, что может вызвать заикание.
  5. Психологические травмы. Пережитый страх или сильное нервное потрясение также могут стать причиной развития нарушения речи у ребенка любого возраста.
ПОДРОБНЕЕ:  Лечение паховой грыжи народными средствами

Логоневроз достаточно редко развивается у взрослых. Причинами возникновения таких проблем с речью могут быть:

  1. Черепно-мозговые травмы. Любые травмы головного мозга могут вызвать повреждения центров речи в головном мозге и стать причиной развития различных проблем в речи.
  2. Нарушения мозгового кровообращения. Перенесенные инсульты, особенно в пожилом возрасте, часто приводят к проблем в речи, в том числе и к заиканию.
  3. Инфекционные заболевания. Протекающие с сильной интоксикацией и высокой температурой могут вызвать нарушение речи, обычно они являются транзиторными и исчезают после лечения, но иногда могут сохраняться длительное время.
  4. Сильный испуг, психологическая травма. Пережитый стресс также может привести к развитию заикания, но, обычно, такое состояние возникает только у людей, с уже имеющимися проблемами нервной системы или с заиканием в анамнезе.

Симптомы логоневроза или заикания у детей и взрослых обусловлены нарушением иннервации и возникновением спазмов мышц, отвечающих за артикуляцию речи.

Спазмы мышц гортани, спазмы губ, языка, артикуляционные судороги вызывают запинки в произнесение отдельных звуков или фраз, затруднение в произнесение слогов или слов.

Выделяют 3 разновидности невротического заикания:

  • клонический – многократное повторение звуков, слогов и слов;
  • тонический логоневроз – растягивание слогов и слов в произношении;
  • смешанный – одновременное присутствие в речи и повторения звуков и растягивания слогов.

Заикание у детей: причины и лечение логоневроза в домашних условиях и профессиональное

Кроме характерных нарушений речи, выделяют еще 3 группы симптомов логоневроза:

  • невротические – повышенная тревожность, страх, эмоциональное напряжение, низкая самооценка, ухудшение сна и аппетита;
  • сопутствующие – спазмы речевых мышц часто сопровождают тики, моргание, тремор рук, губ и так далее;
  • дыхательные судороги и чувство нехватки воздуха – часто при необходимости сказать что-либо человек чувствует нехватку воздуха или как у него «перехватывает» горло.

Различают 4 стадии:

  1. Заикание возникает только в моменты сильного волнения, эмоционального переживания. Когда человек спокоен, его речь остается плавной и не прерывается.
  2. Нарушение речи становится постоянным. Периоды ремиссии становятся короткими, человек избегает произносить длинные фразы, отвечает односложно, заикаясь на сложных словах или длинных предложениях.
  3. Интенсивность заикания зависит от сопутствующих обстоятельств – заикание может полностью отсутствовать в привычных условиях: при общении с родными, друзьями и возникать при необходимости вести беседу с посторонними, отвечать на вопросы или выступать перед аудиторией.
  4. Нарушение произнесения определенных слов или выражений – заикание возникает при произнесении каких-то конкретных слов или выражений. Такой тип заикания характерен для взрослых людей, которые заикались в детстве.

Нарушения речи гораздо чаще встречаются у дошкольников и у детей младшего школьного возраста, чем у взрослых мужчин и женщин. Приблизительно 1% жителей планеты, достигнувших совершеннолетия, страдают этим заболеванием. На сегодняшний день самым действенным считается комплексный метод избавления от заикания.

Прежде чем приступить к лечению логоневроза, доктор выясняет, что предшествовало его появлению, т. к. для исцеления необходим направленный личностно-ориентированный подход. У дошкольника, чья нервная система отличается повышенной возбудимостью, может развиться ситуативное заикание при волнении. Лечение патологии простое: нужно не перегружать ребенка занятиями, оберегать его от стрессов, чаще разговаривать с ним в непринужденной обстановке.

Сложнее будет избавиться от заболевания навсегда, если оно развилось вследствие перинатального поражения ЦНС. Нарушение проявляется как только малыш начнет говорить. Психоневролог решает, какие средства помогут исправить ситуацию.

Другие причины детского логоневроза:

  • скандалы в семье;
  • внезапный испуг;
  • последствия инфекционных болезней;
  • травмы позвоночника;
  • наследственная склонность;
  • попытки переучить левшу в дошкольном возрасте.
Конфликты в семье

Дети могут заикаться, если были свидетелями конфликтов родителей

Вследствие жизненных обстоятельств (пьющие родители, низкий достаток в семье) дошкольник может не получить грамотной врачебной помощи. Отклонения в речи становится хроническими. На вопрос, лечится ли у взрослых патология, неврологи отвечают: «Да». Доктора не скрывают, что путь к плавной речи будет долгим, но побороть проблему можно.

Не всегда расстройство речи тянется из детства. Мужчины и женщины, не имевшие проблем с проговариванием слов в школьном возрасте, могут столкнуться с дефектами речи в 20—40 лет. Правильно подобранная индивидуальная программа спасет вас от многих неприятных моментов: сложностей в общении, снижения самооценки, проблем на работе.

Нельзя игнорировать такой симптом: в ситуациях, требующих повышенного напряжения (проверка на работе, трудный разговор с родственниками) вы стали запинаться. Обратитесь к неврологу. Вам могут назначить физиотерапевтические процедуры, сеансы массажа и таблетки с седативным эффектом.

Главные причины заикания у взрослых:

  • сильный шок;
  • заболевания эндокринной системы;
  • затянувшийся стресс: мало кто знает, что длительные переживания, конфликты могут привести к развитию заикания у взрослого человека — можно ли вылечить эту патологию за короткий срок, определит невролог;
  • перенесенная черепно-мозговая травма;
  • злокачественное образование в мозге.

Представители сильного пола более подвержены нарушению речи, чем женщины. Лечить логоневроз у взрослых мужчин сложнее, чем у пациенток противоположного пола.

Логоневроз в основе возникает в детском или подростковом возрасте, когда психоэмоциональная система еще неустойчива, подвижна. Поэтому любые ситуации, связанные с эмоциональной нагрузкой, могут навредить не сформировавшемуся организму. Кроме того, большую роль играет генетическая предрасположенность к заболеванию.

Такое заболевание, как логоневроз у взрослых может быть вызвано, гораздо меньшими факторами, в связи с их уже устоявшейся нервной системой. Как правило, единственным фактором может служить сильная стрессовая ситуация (авария, смерть близких, т. п.) особенно на фоне генетической предрасположенности.

Родителям надо внимательно следить за ребенком, знать причины способные вызывать логоневроз у детей, а также возраст, наиболее опасный для заболевания.

К причинам в зависимости от возраста относят:

  • у малышей от 2 до 6 лет, это связано с наиболее большим накоплением слов или, наоборот, в этом возрасте у них происходит задержка речи, плохо выговаривают слова, шепелявят;
  • в возрасте до 18 лет смогут спровоцировать логоневроз особенности нервной системы, это наиболее возбудимые личности, легко реагирующие на окружающую обстановку с повышенной чувствительностью;
  • до совершеннолетия, очень важны отношения внутри семьи, включая отношения к самому ребенку и между всеми членам семьи,
  • в возрасте от 8 до 17 увеличивается потребность установления личности в обществе, школа, кружки, секции — все это влияет на нервную систему детей, а именно отношение там к детям, в этом возрасте они устанавливают свою социальную значимость;
  • от 13 до 17 лет наиболее часто влияют на заикание гормональные изменения;
  • во всех возрастах инфекционное поражение нервной системы, детский церебральный паралич, эндокринные нарушения,
  • родовые травмы, патологии беременности.

Психотерапевтическое лечение

Работа с психотерапевтом помогает справиться с последствием стресса, повышенной тревожностью, мнительностью и другими проблемами.

Для этой цели используют:

  1. Рациональная психотерапия. Помогает сформировать адекватное отношение человека к себе, своей проблеме и способам ее решения.
  2. Суггестивная психотерапия. Включает в себя работу с психотерапевтом и сеансы гипноза, во время которых специалист «ослабляет» мышечные блоки и «убирает» причины развития невроза.
  3. Аутотренинг. Психотерапевт помогает больному выбрать и научиться методам контроля речи, который он сможет применять самостоятельно.

Логопед обучает пациента методикам и техникам правильного произношения различных звуков и слов. Занятия с логопедом считаются основным методом лечения заикания у детей дошкольного и школьного возраста.

Лечение в домашних условиях

Справиться с логоневрозом можно и в домашних условиях.

Для этого нужно нормализовать работу нервной системы:

  • прием растительных седативных препаратов: настойки валерианы, пустырника, пиона, боярышника;
  • нормализация режима сна и отдыха;
  • отказ от вредных привычек;
  • снижение нервной и физической нагрузки.

При лечении заикания у детей важно не только уменьшение психоэмоциональной нагрузки, но и повышение самооценки у ребенка.

Кроме общих методов лечения в домашних условиях можно:

  • научиться артикуляционной гимнастике;
  • научиться дыхательной гимнастике;
  • принимать специальные травяные сборы.

Научиться методикам артикуляционной и дыхательной гимнастики можно у специалистов или самостоятельно, с помощью учебных пособий и программ в интернете.

Также в домашних условиях рекомендованы следующие травяные сборы:

  • отвар душицы;
  • отвар руты пахучей;
  • отвар крапивы глухой.

Эти травы обладают седативным эффектов и помогают уменьшить нервное напряжение.

Логоневроз – патология, которая может привести к серьезным последствиям. Часто у детей с заиканием формируются различные комплексы, нарушается их социализация, они с трудом общаются с людьми и не всегда успешно реализуются в будущем. Поэтому, своевременное лечение заикание у детей является важнейшим условием их дальнейшего развития.

Автор статьи: врач-психиатр Шаймерденова Дана Сериковна

Характер течения болезни

Почему возникает невротическое заикание

Течение логоневроза может иметь как рецидивирующий, так и волнообразный характер, когда во время повышенного психоэмоционального перенапряжения происходит усугубление дефекта. В возрасте пубертатного созревания также возникает существенное ухудшение речевых проблем. В дальнейшем выраженность заикания снижается вплоть до полного его устранения. Взрослый человек, в детстве страдавший от невротического заикания, при стрессовой ситуации может заново почувствовать данный дефект.

Правильная диагностика — основа успешной коррекции

Невротическое и неврозоподобное заикание должны диагностироваться совместно неврологом и логопедом. Очень важно выявить наличие в анамнезе пациента стрессовой ситуации острого или хронического характера. При постановке диагноза проводится обследование речи на различные ритмические нарушения, наличие запинок и растягивания звуков, повторов слогов, дефектов в плавности и темпе.

Важным этапом диагностики является дифференциация логоневроза от неврозоподобного заикания. Последний тип развивается на фоне черепно-мозговых травм, а также при патологиях нервной системы. Данное заболевание имеет свойство постоянно прогрессировать и не сопровождается попытками скрыть патологию со стороны пациента или логофобией.

Неврозоподобное заикание зачастую сопровождается изменениями личности органического характера, такими как инертность, затрудненная переключаемость или состояние постоянной эйфории. Чтобы исключить органическое происхождение патологии, следует провести дополнительные исследования.

  1. Электроэнцефалография.
  2. Эхоэнцефалография.
  3. Реоэнцефалография.
  4. Магнитно-резонансная томография.
  5. Компьютерная томография.

Не менее важно исключить так называемое речевое спотыкание, которое возникает на фоне перенесенной церебральной патологии и сопровождается смазанностью речи в результате артикуляционного расстройства, нарушения скорости и ритма речи, ее монотонность, затрудненный подбор слов и перестановку смысловых акцентов.

Также логоневроз может сопровождать такие расстройства психики, как олигофрения, шизофрения, психопатия. В данном случае требуется получить помощь квалифицированного психиатра.

Причины возникновения невротического заикания

Различными нарушениями речи занимаются логопеды. Для своевременного и эффективного исправления дефектов важен правильно поставленный диагноз. В начале заболевания заикание иногда путают с тахилалией, которая внешне похожа на логоневроз. Проявляется тахилалия патологически быстрым темпом речи, неправильным построением фразы (баттаризм), спотыканием, запинками, паузами (полтерн).

  • подражание речи взрослого окружения ребенка;
  • недостаток внимания во время формирования речи;
  • нечеткая, смазанная артикуляция.

Отличить тахилалию от невротического заикания можно, сравнив ряд факторов.

Тахилалия:

  • осознание дефекта отсутствует;
  • речевой акт при напряжении становится лучше;
  • акцентирование внимания улучшает речь;
  • требование точных ответов улучшает речь;
  • чтение знакомого текста ухудшает речь;
  • чтение незнакомого текста улучшает речь;
  • письмо повторяющееся, торопливое, почерк неясен;
  • отношение к своей речи безразличное;
  • психологическое переживание отложенное.

Невротическое заикание:

  • осознание дефекта присутствует;
  • речевой акт при напряжении становится хуже;
  • акцентирование внимания ухудшает речь;
  • требование точных ответов ухудшает речь;
  • чтение знакомого текста улучшает речь;
  • письмо заторможенное, напряженное;
  • отношение к своей речи с выраженной боязливостью;
  • психологическое переживание опережающее.

Кроме тахилалии, необходимо дифференцировать виды заикания, так как от этого зависят методы коррекции. Неврозоподобное заикание практически не поддается лечению из-за органической природы его происхождения. Диагностику совместно с логопедом должен проводить врач-невролог. Для определения природы этого расстройства речи необходимо провести тщательное обследование.

При диагностировании лечащий врач изучает историю болезни, учитывает психопатологическую симптоматику. Диагноз устанавливается на основании консультаций логопеда, психолога, невролога, после прохождения нейропсихологического тестирования.

ПОДРОБНЕЕ:  Пелена на глазу – ощущение белой пленки у человека

Целью коррекции заикания является послабление либо полное устранение судорог речевого аппарата, сопутствующих патологий, укрепление нервной системы, воздействие на психоэмоциональное состояние заикающегося, коррекция поведения ребенка в социуме.

Коррекция – это сложная совместная работа маленького пациента и профильного специалиста.

Методов лечения детского заикания существует несколько, каждая авторская методика основывается на представлении автора о причинах развития нарушений речи.

К самым известным программам коррекции заикания у детей относятся:

  • методика Власова и Рау,
  • методика Мироновой,
  • методика Селиверстова.

Методы коррекции нарушения речи основываются на поэтапном усложнении речевых упражнений. Коррекционную программу можно условно разделить на три основных этапа:

  1. Задача первого этапа – создание доброжелательной обстановки, демонстрация образцов правильной устной речи, приобретение ребенком навыков простой ситуативной речи, расширение словарного запаса, знакомство с определенными предметами, их описание широко используется декламация, произношение заученных фраз.
  2. Тренировочный этап предусматривает обучение детей разными формами речи – ритмической, сопряжено-отраженной, шепотной. Широко используется форма общения «вопрос-ответ», игры, формы ручного труда — рисование, лепка, конструирование.
  3. На заключительном этапе методики корректировки речевых дефектов предусматривают закрепление полученных навыков, моделирование поведения при различных речевых ситуациях.

При выборе методики коррекции родителям и специалистам следует учитывать личностные качества ребенка.

По симптомам неврозоподобное заикание напоминает тахикардию. Поэтому нужно проводить дифференциальную диагностику. Есть ситуации, когда проблемы с речью обусловлены органическим заболеванием.

Диагностировать нужно патологии ЦНС, с принятием во внимание анамнеза, в котором присутствуют повреждения, приобретенные в течение жизненного периода или после родов. Чтобы выяснить причины заикания, можно пользоваться инструментами или оборудованием:

  • МРТ.
  • Компьютерная томография.
  • УЗИ сосудов головы.
  • Электроэнцефалография.

Такие способы диагностики с повышенной вероятностью помогают выявить ишемическое или геморрагическое кровоизлияние, новообразования, аутоиммунные расстройства.

Логоневроз удается отличить от тахикардии, которая отличается ускоренным произношением, паузами, заиканием и ошибками в формировании предложений. Указанные признаки не имеют отношения к судорогам, возникающим в мышцах артикулярного аппарата. Такие патологии имеют функциональный характер, поэтому главное отличие заключается в клинической картине.

Логоневроз с учетом развития тахикардии имеет свои особенности. Пациент не понимает, что с ним что-то не так, произношение улучшается, когда читается знакомая надпись в ненапряженной обстановке. Симптомы ухудшаются при ответах, о которых нужно подумать, дать точную информацию. Иногда проблемы с речью возникают при эмоциональном напряжении, если сосредоточиться на какой-то проблеме.

Невротическое заикание: причины, симптомы, лечение

Диагностика логоневроза проводиться при участии логопеда и невролога. Немаловажное значение имеет выявление в анамнезе пациента острой или хронической стрессовой ситуации. Диагностическое обследование речи определяет нарушение ее темпа, ритма и плавности, наличие запинок, растягивания отдельных звуков, повторов слогов.

Необходимо дифференцировать невротическое заикание от неврозоподобного. Последнее возникает вследствие ЧМТ или различных заболеваний ЦНС (ишемического инсульта, внутримозговой опухоли, гидроцефалии, перенесенного энцефалита), постепенно прогрессирует, не сопровождается логофобией и попытками пациента скрыть дефект речи.

Как правило, при неврозоподобной форме заикания наблюдаются органические изменения личности: затрудненная переключаемость, преимущественно эйфорическое настроение, инертность. Для полного исключения органической природы заикания следует провести дополнительные исследования: ЭЭГ, Эхо-ЭГ, РЭГ, МРТ или КТ головного мозга.

Следует дифференцировать логоневроз и так называемое спотыкание. Последнее является следствием перенесенной ранней органической церебральной патологии и включает смазанность речи из-за расстройства артикуляции, нарушения ритма и скорости речи (захлебывающаяся речь, тахилалия), монотонную речь, перестановку смысловых ударений, затрудненный подбор слов и пр.

Механизм логоневроза

Логоневроз это невротическая форма заикания, которая не связана с органическими нарушениями или патологией строения речевого аппарата. Заикание может быть тонического характера, который связан напряжением речи и невозможностью преодолеть вынужденную паузу, и клонического, который подразумевает пролонгацию и повторение звуков и слогов. Встречаются смешанные или тоно-клонические заикания, для которых характерны сочетания двух указанных вариаций.

Кроме заикания речевой невроз сопровождают частое моргание, дрожание челюсти, напряжение мышц лица. У ребенка, больного заиканием, нарушаются ритм, темп, плавность голоса и дыхания, причина которого в возникновении судорог речевого аппарата (гортани, языка и губ).

Усиливается заикание в результате страха общения и выражения своих мыслей. На протяжении определенного периода его проявления могут отсутствовать, речь у ребенка остается плавной. Но в момент высокого эмоционального напряжения или в другой ситуации, сложной психологически, логоневроз обостряется, интенсивность симптомов учащается.

Методы психотерапии

Чтобы изменить восприятие пациентом стрессовой ситуации и исключить ее влияние, проводится работа с психологом и психотерапевтом, в ходе которой могут использоваться следующие методы:

  • психоанализ;
  • психокоррекция;
  • арт-терапия;
  • психологические тренинги;
  • психотерапия.

Если проблема возникла на фоне неблагоприятной семейной обстановки, пациентам рекомендуется совместная психотерапия с близкими членами семьи.

Нередки случаи, когда пациент принял курс медикаментов и, заметив улучшения, проигнорировал другие способы коррекции заикания (посещение логопеда, сеансы рефлексотерапии). Со временем после стресса или сильного переутомления речь пациента снова становилась сбивчивой и невнятной. Чтобы убрать заикание, вам надо пройти все этапы восстановления гармоничной речи.

Особенности невротической формы заикания

В дополнение к медикаментам используются и иные методы лечения заикания у взрослых.

  1. Беседы с психотерапевтом, гипноз. Если вы решили научиться плавно и красиво говорить, важно освободиться от старой психологической травмы, которая вызвала у вас заикание. Лечится ли у взрослых застарелое нарушение речи, психотерапевты отвечают: исцеление возможно. Мгновенных чудес не бывает, но кропотливая работа с психотерапевтом поможет устранить боязнь общения, которая сковывает вас. Если нарушение речи было вызвано неврозом, лечение логоневроза включает в себя такие этапы: проработка травмирующей ситуации, настройка на позитивный лад, коррекция самооценки.
  2. Проверенный способ добиться плавного произношения слов, избавиться от судорожного повторения отдельных слогов и забыть о заикании — логопедическая работа.
  3. Лечебная физкультура.
  4. Комплексные упражнения с акцентом на творчестве. Официальное название этого метода — нейродинамическая ритмопластика. Как средство для коррекции заикания, она особенно эффективна для детей, имеющих поражения ЦНС. Взрослые мужчины и девушки, у которых нарушилась речь после травмы, также могут прибегнуть к помощи «творческой терапии». Этот комплексный метод преодоления заикания включает в себя чтение поэзий по памяти, постановку театральных сцен, рисование, выполнение танцевальных композиций.
  5. При амбулаторном лечении заикания используется точечный массаж. Во время сеанса специалист воздействует на определенные точки акупунктуры, в результате чего у больного проходит повышенная возбудимость речевых центров.
  6. Сеансы иглоукалывания (рефлексотерапии) от заикания. Принцип лечения: в биологически активные точки, имеющиеся на лице пациента, врач вводит специальные тоненькие иглы. Рефлекторное возбуждение, возникшее в местах уколов, передается в речевые центры головного мозга. В результате улучшается функциональность мозга, проходит спазм мышц.
  7. Дыхательная гимнастика. Если ваш случай не слишком запущенный и нарушение речи беспокоит вас время от времени, вам поможет лечение заикания гомеопатией. Перед тем, как приобрести разрекламированные таблетки, вам стоит посоветоваться с доктором.

Логопедическое лечение направленно на расслабление речи во время заикания, установление правильной артикуляции и ритмичного темпа речи, воспитание плавности. Задания на занятиях сначала в форме совместной работы с логопедом. Упражнения со временем усложняются. Ребенок должен самостоятельно повторять услышанные рассказы Навыки, полученные на коррекционных занятиях, закрепляются при общении с окружающими.

Часть коррекционной работы, направленная на упражнения для диафрагмы и голосовых связок. Такие упражнения позволяют стать голосу и речи свободнее. Тренировка диафрагмы помогает сделать голосовые связки становятся более эластичными, благодаря чему при разговоре плотно смыкаются. Комплекс дыхательных упражнений завершается заданиями для релаксации.

Методы нетрадиционной медицины в комплексе с другими путями коррекционного влияния, способны положительно влиять на логоневроз у ребенка. С помощью регулярных курсов точечного массажа, которые определяются особенностями протекания и сложность заикания, можно восстанавливать нервную регуляцию речи. Что помогает корректировать и устранить ее дефекты.

Специальный разработанный комплекс компьютерных программ позволяют добиться синхронизации работы слухового и речевого центров. Лечение логоневроза с помощью компьютера проводится следующим образом: пациент повторяет слова и предложения в микрофон, а программа задерживает его речь, воспроизведя чуть позже.

Помощь невролога

Помощь невролога потребуется для назначения адекватной медикаментозной терапии, которая должна быть направлена на устранение признаков логоневроза и сопровождающих его расстройств. В зависимости от осложнений, сопровождающих логоневроз, могут назначаться следующие препараты:

  • антидепрессанты;
  • седативные средства;
  • транквилизаторы;
  • нейролептики.

Обнаружив симптомы логоневроза не надо надеяться, что заболевание пройдет само, а лучше обратиться к специалисту. Конечно, зачастую оно действительно может пройти само без лечения, но если этого не случиться несвоевременное лечение приведет к практически к невозможности вылечить или понадобиться приложить большое количество усилий для достижения эффекта в лечение.

К специалистам, обладающими необходимыми познаниями относят логопеда, психотерапевта, психолога, невролога, не лишней будет и физиотерапия. Хорошо помогают как расслабляющие средства — водные процедуры, массаж, иглоукалывание.

МРТ при заикании

Особенностью лечения логоневроза у детей считается необходимостью посещения не только им психолога, но и всей семьи, чтобы устранить внешние факторы отрицательного воздействия на малыша и помочь ему справиться с проблемой.

Можно использовать лечение в домашних условиях, заключающееся в принятии водных процедур с успокаивающими травами, например, ромашкой, а также употреблением успокоительных настоев. К травам из нетрадиционной медицины относят обыкновенную душицу, руту пахучею, крапиву, ясенца. Все травы можно приобрести в аптеке, и готовить отвар, а также применять его согласно инструкциям на упаковке. Но применять их особенно при лечении детей, рекомендуется только после консультации с врачом.

Зачастую лечащий врач может рекомендовать комплексное лечение, сразу несколькими специалистами и нетрадиционной терапией, но всё-таки предпочтительнее начать с психолога или психотерапевта (в зависимости от источника заболевания), которые помогут устранить причину заболевания, а потом можно удалять и дефекты речи, вызванные стрессовыми ситуациями, например, с помощью логопеда.

Особенно тяжело справиться с логоневрозом малышам, поэтому родители должны быть терпимее, окружить своих детей уютом и теплом.

(Пока оценок нет)

Рекомендации при проблеме логоневроза

Четкий и правильный распорядок дня. Перед сном взрослым следует ограничить просмотр телевизионных программ и фильмов. Особенно тех, которые могут действовать на нервную систему возбуждающе.

Создать благоприятную атмосферу дома. Исключить жесткие дисциплинарные меры и наказания, убрать расхождения в требованиях к ребенку, свести их к единой системе.Не делать акцент на проявлениях дефектов речи, не указывать на них, не одергивать ребенка и не исправлять его, если он сказал не так, как следует. Тем более нельзя это делать при посторонних людях. Такое поведение взрослых способно только усугубить степень выраженности проблемы.

Положительные эмоции. Ребенок должен понимать, что в любом случае он желанный и важный для своих родителей, его любят и заботятся о нем. Логоневроз не делает из малыша ущербного и неполноценного человека. Это нужно показывать постоянно, усиливая у ребенка веру в себя и свои силы.

Терапия при заикании

Внешняя благоприятная атмосфера. Стрессовая обстановка, напряженный микроклимат, действующий на моральное состояние угнетающе, нивелируют любой эффект от занятий и упражнений. Необходимо поддерживать благоприятную обстановку дома, обеспечить спокойный и благожелательный эмоциональный фон, в котором будет комфортно работать и отдыхать.

  • Что такое генерализованное тревожное расстройство? Симптомы, диагностика и лечение
  • Описание симптомов вегетативного невроза. Причины возникновения расстройства
  • Виды невротических расстройств и методы лечения
  • Заболевания с сопутствующими пароксизмами. Особенности пароксизмальных проявлений
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания
Adblock
detector