Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Общая информация

Нарушения освоения математических операций и абстрактных понятий встречаются довольно часто — у 5-6% школьников. В большинстве случаев патология не диагностируется, так как воспринимается родителями в виде особенностей характера и склонности к гуманитарным предметам.

В каком возрасте можно говорить о дискалькулии?

Психологи рекомендуют выставлять диагноз не ранее 5-6 лет. Этот возраст соответствует дошкольному периоду, когда начинается обучение и формирование основных навыков и знаний по работе с абстрактными символами и действиями.

Важно различать понятия акалькулии и дискалькулии. Основные отличия между ними в том, что при дискалькулии у ребенка отмечается частичное нарушение освоения арифметики, в то время как при акалькулии способность к счету полностью отсутствует. Последнее нарушение отмечается при серьезном поражении головного мозга или педагогической запущенности в воспитании.

Термин «дискалькулия» происходит из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства – математическая дислексия. В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков, часто сочетается с дислексией (специфическим нарушением чтения), СДВГ, бессонницей.

Дискалькулия у детей

Дискалькулия у детей

Причины развития нарушения

К развитию патологии приводят:

  • Боязнь арифметики – в основе нарушения лежит негативный опыт обучения счёту путём принуждения, наказания. Связана эта необычная фобия с тем, что при решении арифметических примеров, особенно задач, у ребёнка возникали трудности или его часто ругали и наказывали. Со временем у него развился страх и неуверенность в своих силах из-за боязни быть наказанным.
  • Социальные проблемы. Они чаще всего возникают у детей, которые воспитываются в условиях педагогической запущенности, в неблагополучной семье.
  • Поражение теменной доли коры головного мозга из-за патологии беременности и родов, травм головного мозга и нейроинфекций, опухолей и генетически обусловленных дефектов.

Дискалькулия у детей часто возникает и из-за расстройств мыслительной деятельности. К таковым относятся:

  • нарушение в обработке зрительной информации;
  • пониженная концентрация внимания;
  • нарушение логического мышления;
  • проблемы с усвоением и запоминанием информации.

Дискалькулия может сочетаться с такими нарушениями чтения и письма, как дисграфия и дислексия, а также с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

  1. Математическая фобия. Некоторые школьники имели негативный опыт обучения в прошлом, из-за которого у них появились неуверенность в себе и страхи перед математическими  примерами.
  2. Слабая обработка зрительной информации. При этом дети не могут правильно визуализировать математические ситуации и числа в задаче. Это нарушение называют еще «невербальные учебные трудности». Совместно с этими нарушениями наблюдаются нарушения в правописании и проблемы с почерком, хотя чтение и письмо при этом не страдают.
  3. Невозможность установить последовательность. Дети с такими нарушениями не способны запомнить факты и формулы, которые требуются для математических расчетов. Очень часто сопровождается нарушениями и в других областях (правописание, чтение).

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо визуально представлять числа и задачи.

trusted-source

Также к причинам развития дискалькулии относят общую задержку умственного развития, и различные психотравмирующие факторы. При получении негативного опыта при обучении счету (принуждение, наказания), у ребенка развиваются страхи, замкнутость. Способность к счету снижается вследствие боязни математики и возможных наказаний.

К факторам, вызывающим возникновение дискалькулии, также относят пребывание в негативном социальном окружении, воспитание в неблагополучной семье.

Это может приводить к нарушениям психологического здоровья ребенка.

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

По этиологии расстройство навыка счета может быть генетическим, органическим или психогенным. Нередко оно формируется при воздействии сразу нескольких факторов. Установление ведущей причины является важной диагностической задачей, так как ее характер определяет направленность лечения и прогноз. Дискалькулия может быть обусловлена:

  • Наследственной отягощенностью. Установлено, что среди детей с трудностями освоения арифметических знаний большинство имеет родителя с таким же расстройством. Этот факт подтверждает наличие генетического фактора. Измененный ген в настоящее время не выявлен.
  • Негативным опытом обучения математике. Дискалькулия провоцируется принуждением к занятиям арифметикой, применением суровых наказаний за ошибки, напряженными и конфликтными отношениями между ребенком и учителем (родителем, воспитателем). Подобные проблемы способствуют возникновению стойкого страха, неуверенности в себе, замкнутости, негативного отношения к математике.
  • Органическими поражениями ЦНС. В основе расстройства могут лежать дисфункциональные нарушения головного мозга, искажающие процесс обработки зрительной информации, снижающие способность к восприятию пространственных отношений, установлению последовательностей. Причинами патологии становятся осложнения при беременности и/или в родах, внутриутробные инфекции и интоксикации (алкоголизм, курение, наркомания матери), перенесенные в раннем детстве черепно-мозговые травмы и инфекционные болезни, поражающие ЦНС.

Акалькулия – это приобретенное заболевание, которое развивается из-за поражения отдельных участков головного мозга. Причиной могут стать травмы, развитие новообразований. Очень часто акалькулия развивается на фоне психического расстройства.

Поражение головного мозга, при котором развивается заболевание, сконцентрировано в теменной, затылочной и височной коре головного мозга. Причинами таких поражений могут быть:

  • Наследственность.
  • Различные неврологические нарушения в перинатальный период.
  • Опухоли в головном мозге.
  • Интоксикации различной степени интенсивности.
  • Поражение головного мозга на фоне развития инфекционных заболеваний.
  • Негативное воздействие социальной среды.
  • Черепно-мозговые травмы.
  • Цереброваскулярные заболевания.

Как правило, это симптом какого-либо психического заболевания, но акалькулия может выступать и как самостоятельная патология.

В зависимости от этиологического фактора, расстройство делят на три типа: генетическое, органическое или психогенное. Часто, указанные формы сочетаются друг с другом. Эффективное лечение без установления непосредственной причины невозможно. Врачи отмечают следующие особенности видов дискалькулии:

  1. При психогенных нарушениях выявляется отрицательное отношение ребенка к арифметике. Это может быть связано с давлением со стороны родителей в процессе обучения, суровыми наказаниями за неправильные ответы и наличием конфликта между педагогом или родителем и обучающимся.
  2. Генетическая предрасположенность выявляется у школьников, чьи родители также испытывали трудности в освоении математики. Непосредственный ген, ответственный за счет, не найден, однако, специалисты не отрицают генетическую природу расстройства у некоторых пациентов.
  3. Органическое заболевание связано с нарушением строения или функционирования участков головного мозга, обеспечивающих процессы восприятия и анализа информации. Подобные изменения могут возникнуть на фоне родовых травм, негативного воздействия на плод во время беременности (инфекции и вредные привычки у матери), черепно-мозговых травм и нейроинфекций. У взрослых пациентов отмечается органический тип дискалькулии.

При любом типе расстройства в области теменной коры больших полушарий наблюдается дисфункция нейронов. В первую очередь нарушения затрагивают внутритеменную борозду, где расположен центр восприятия абстрактных символов и счета. У ребенка с заболеванием отмечается снижение способности к познанию и обработке символической информации.

С какими расстройствами сочетается

Дискалькулия является самостоятельным заболеванием, однако часто может сочетаться с другими нарушениями. Патологии, которые могут сопровождать ее, имеют сходный генез и вызваны врожденными патологиями развития головного мозга, задержкой умственного развития, нарушениями психологического здоровья. У ребенка с дискалькулией могут также наблюдаться:

  • дислексия – нарушение способности читать и писать;
  • синдром дефицита внимания – нарушение концентрации внимания, неконтролируемая импульсивность, гиперактивность;
  • дисграфия – неспособность овладеть навыком письма.

Различные механизмы развития нарушения обусловливают нарушения отдельных этапов работы с абстрактными символами. В зависимости от этого, выделяется несколько типов дискалькулии:

  • графическая – проявляется сложностями в письменном отображении математических символов и цифр, отмечается невозможность точного воспроизведения геометрических фигур;
  • практогностическая – связана с нарушенным пониманием абстрактных математических понятий, дети не могут перевести их в конкретные примеры, что затрудняет решение задач или объяснение выполненных математических действий;
  • лексическая – проявляется нарушенным чтением математических знаков и цифр, сохраняется способность воспринимать информацию и обучаться, слушая учителя или родителей, но отсутствует понимание учебного материала при самостоятельном чтении;
  • вербальная – выявляются нарушения восприятия математических понятий на слух и трудности с их называнием, при этом письменные задания выполняются легко;
  • операционная – проявляется нарушениями устного и письменного решения задач с математическими действиями;
  • идеогностическая – связана с невозможностью вести мысленные размышления и подсчеты без опоры на математические понятия, таким людям необходимо вести письменные записи, зарисовывать задачи или использовать палочки.

Вне зависимости от причин развития, отдельные типы дискалькулии могут сочетаться. Это приводит к усложнению восприятия информации и затрудняет освоение точных наук.

Патогенез

Патофизиологической основой дискалькулии является нейронная дисфункция во внутритеменной борозде, недостаточность нейронной передачи во всей теменной доле, а также в прилегающих зонах – в префронтальной коре, поясной коре, задней части височной доли и субкортикальных зонах. Данные участки ответственны за восприятие символов (букв, цифр), понимание пространственных соотношений, умение совершать математические операции.

На уровне познавательных процессов при дискалькулии определяется когнитивный дефицит представления символической цифровой информации, проявляющийся трудностями при расшифровке арифметических примеров, обработке смысла и значения математических расчетов и условий задач. Другими патогенетическими механизмами являются нарушение доступа к оперативной памяти на числа, снижение концентрации и функции распределения внимания, недостаточное развитие кратковременной памяти, функции планирования и контроля сложной (этапной) деятельности, недостаточная скорость обработки поступающей информации.

Общая информация

Она может быть врождённой или приобретённой, первичной или вторичной. Специалисты выделяют следующие формы:

  • Практогностическая – неумение вести абстрактный счёт, классифицировать предметы по форме, величине, количеству.
  • Вербальная – невозможность назвать числа, геометрические фигуры и действия, которые с ними совершают.
  • Графическая – проблемы с переводом числа в форму цифры, изображением математических символов, геометрических фигур.
  • Лексическая – характерны ошибки в чтении арифметических знаков и цифр, в понимании условий задачи, сути математических операций, нарушения пространственной визуализации.
  • Операциональная – у ребёнка появляются трудности в совершении простых арифметических действий и решении элементарных примеров и задач.
  • Арифмерия – неспособность к обучению вычислительным операциям.
  • Псевдодискалькулия – нарушение усвоения математики из-за сниженной мотивации учения, не грамотно организованного процесса обучения.

В некоторых случаях у детей, страдающих дискалькулией, могут возникнуть симптомы сразу нескольких форм данного заболевания. После определения вида специалист разрабатывает терапию, направленную на коррекцию нарушения и дальнейшую профилактику развития у ребёнка других её форм.

Как уже отмечалось, акалькулия может быть первичной и вторичной. Эти основные виды заболевания были выделены в 1919 году ученым Ф. Хеншеном. Проявления первичной формы болезни обычно следующие:

  • непонимание разницы между числами – пациент не имеет возможности различить, к примеру, числа 138 и 183 и т.д.;
  • невозможность отличать числовые разряды;Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни
  • затруднения при выполнении даже простейших арифметических действий;
  • отсутствие самого числового понятия;
  • невозможность сравнивать числительные значения.

Отсутствие способности отличать разные числа обычно наблюдается у людей с поражением теменной области. Так, у больных особые затруднения могут вызвать числовые значения, в составе которых имеется «ноль», также имеются сложности при сравнивании чисел. Закономерным итогом первичной формы болезни становится нарушение разрядной оценки числовых значений.

Иногда акалькулия не лишает человека полностью математических способностей. Некоторые больные сохраняют навыки сложения, тогда как вычитание становится для них просто невыполнимой задачей. Также в клинической практике не редки случаи, когда акаклькулия сопровождается нарушениями речевого аппарата.

Вторичная форма патологии выявляется у пациентов на фоне некоего нейропсихологического заболевания. Если при этом отмечается поражение затылочной области, пациент может утратить нормальное визуальное восприятие чисел, иногда забывая и их устные названия. При вовлечении в патологический процесс височной области страдает в большинстве своем слуховое восприятие.

Существует несколько различных классификаций нарушения. В зависимости от концептуального подхода выделяют врожденную и приобретенную, первичную и вторичную дискалькулию.

Широкое распространение в психологии и педагогике получила классификация, в которой выделяют 7 видов дискалькулии:

  • графическая – невозможность правильно записать услышанное число, определить математический термин, изобразить геометрическую фигуру;
  • вербальная – невозможность правильно назвать число, символ, обозначить количество предметов;
  • лексическая – отсутствие понимания математических операций, неспособность выполнять задачи по причине непонимания сути операций, нарушение в пространственно-визуальных процессах;
  • операциональная – неспособность к выполнению математических действий;
  • практогностическая – отсутствие способности к абстрактному счету предметов, распределению предметов в зависимости от таких характеристик как количество, форма и т.д;
  • арифмерия – неспособность к обучению вычислению;
  • псевдодискалькулия – сниженные математические способности вследствие нежелания учиться, отставания по учебной программе, неграмотно построенного процесса обучения.

Классификация

Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Акалькулия, как термин, была открыта в 1919 году Ф. Хеншеном. Исследовательская деятельность о нарушении синтеза и анализа вычислительных операций позволила выделить два вида патологии – первичную и вторичную.

  1. Первичная акалькулия является результатом нарушений в височной, затылочной и теменной участках коры. Ключевой особенностью является нарушение синтеза и анализа представлений пространственного характера. Пациенту проблематично проводить вычислительные процессы и различать числа. В подавляющем большинстве случаев больной не понимает различия между такими понятиями, как спереди и сзади, вниз и вверх, право и лево.
  2. Вторичная акалькулия является результатом существующих синдромов нейропсихологического характера.

Дискалькулия характеризуется нарушением одного или нескольких процессов, обеспечивающих формирование счетного навыка. В зависимости от дефицитарности того или иного компонента выделяют пять видов расстройства, различающихся по симптоматике и требующих различных техник психокоррекции:

  • Вербальная дискалькулия. Свойственны трудности называния и восприятия математических категорий на слух. Дети относительно успешно справляются с письменными заданиями, но не могут ответить на устные вопросы.
  • Практогностическая дискалькулия. Ученики испытывают сложности при переводе абстрактных математических понятий в конкретные примеры и наоборот. Они могут оперировать категориями («сложение», «деление»), но им не дается сравнение наглядных объектов, переведение условий задачи в символическую схему.
  • Лексическая дискалькулия. При данном виде расстройства обнаруживаются проблемы чтения цифр, математических знаков, примеров, уравнений. Хорошо развито аудиальное усвоение понятий, но невозможно их понимание при самостоятельном прочтении.
  • Графическая дискалькулия. Затруднения возникают при необходимости написать математические символы. Дети могут использовать абстрактные понятия устно, но письменные работы даются тяжело.
  • Идеогностическая дискалькулия. Нарушена способность выполнять мысленные расчеты без использования символов – цифр, арифметических знаков. Пациентам необходима чувственная опора для решения примеров и задач (письменный расчет, использование палочек, рисование данных задачи).
  • Операциональная дискалькулия. Отмечаются проблемы письменного и устного выполнения арифметических операций. Ребенок может понимать числа, сравнивать их, но долго осваивает цифры (символические обозначения чисел) и математические знаки.
ПОДРОБНЕЕ:  Подкорковая дизартрия: характеристика, причины и коррекция

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Акалькулия и дискалькулия не одно и то же?

Дискалькулия и акалькулия сходные расстройства, при которых нарушается способность к математическим действиям и восприятию чисел у детей. Во многих источниках данные термины используются, как взаимозаменяемые синонимы, однако между ними существует отличие.

Акалькулия является приобретенным синдромом. Она возникает в детском и взрослом возрасте вследствие различных воздействий на кору головного мозга, либо на фоне психологических и неврологических заболеваний.

Дискалькулия – врожденное, либо приобретенное в раннем детском возрасте патологическое состояние. Акалькулия выступает в качестве симптома существующей болезни, дискалькулия – самостоятельное заболевание.

На школьном возрастном этапе приблизительно 5% малышей страдает такой дискалькулией, которая обнаруживается в неспособности производить любые операции по вычислению, не умении различать цифры и непонимании счета.

Синдром акалькулии зарождается при адекватном умственном формировании вследствие какого-либо недуга или травмы. Дискалькулия, прежде всего, характеризуется невозможностью овладеть арифметикой, а акалькулия – расстройством счетных операций.

Акалькулия являет собой приобретенный мозговой дефект, при котором утрачивается умение производить простейшие арифметические операции. Дискалькулия, в свой черед, характеризуется потерей возможности обучить ребенка математическим действиям. Часто этой проблеме сопутствует неспособность распознавать литеры.

Акалькулия, что это такое и каковы ее причины? Ниже приведены основные виды акалькулии и причины возникновения.

Первичная акалькулия обнаруживается в результате повреждения затылочно-теменно-височных сегментов коры. При данной разновидности недуга индивид испытывает сложности в произведении простейших математических действий, не разумеет строение чисел, нередко путает арифметический знак.

На фоне психической дисфункции может зародиться вторичная акалькулия. При этой вариации недуга субъект может спутывать цифры, вследствие их похожести по написанию. Также могут наблюдаться сбои в операциях счета, совершаемых в уме. Такие субъекты не в состоянии правильно произвести счетное действие. Индивидов, страдающих анализируемым расстройством, нельзя относить к умственно отсталым. Таким индивидам сложно пересчитать деньги или запомнить цифры.

Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Формирование акалькулии наблюдается вследствие нарушений различных когнитивных процессов.

Виды акалькулии различают в зависимости от пораженной познавательной функции.

Вербальная разновидность недуга обнаруживается в неумении словесно обозначить математические понятия. Больной успешно может производить математические действия, но вербально назвать числа, символы, обозначить численность объектов не может.

Апраксическая вариация недуга выражается в невозможности посчитать предметы. Индивид не может произвести счет предметов и определить количественные характеристики.

Операциональный вид акалькулии заключается в потери умения выполнять математические действия.

Графическая разновидность описываемого нарушения обнаруживается в неумении записывать математические знаки и обозначения, а также правильно рисовать геометрические фигуры.

Дислектиксическая акалькулия состоит в утрате способности прочитать математические символы, сформулировать количественные термины.

Дискалькулия возникает еще на раннем возрастном этапе. Выражается она в неспособности малышей обучиться математическим операциям. Их мозг не воспринимает эту информацию. Данная проблема врожденного генеза и присутствует она всю жизнь. Часто такой дефект наступает вследствие генетической предрасположенности.

Среди общих признаков дискалькулии выделяют следующие: неспособность совершать некоторые операции по вычислению, проблемы с распознаванием цифр (например, единица схожа с семеркой), сложности в элементарных вычислениях, обусловленные невозможностью определить символ или знак, объяснить математическую операцию.

Рассматриваемая дисфункция является приобретенным недугом, проявляющимся в сбое при произведении арифметических действий.

Причины акалькулии у детей заключаются в поражении мозговых структур. Способность считать являет собой фундаментальный навык, отсутствие которого значительно осложняет существование, препятствует получению образования и овладению профессией. Главенствующее место в формировании счетных процессов принадлежит теменно-затылочным зонам и теменным сегментам коры.

Причины акалькулии обусловлены поражением перечисленных мозговых участков, вследствие чего возникают сбои в пространственном ориентировании и понимании пространственных отношений.

Лурия определил, что большинство малышей, страдающих описываемым дефектом, владеют порядковым счетом, соотнесением количества предметов, могут пересчитывать, но понять принцип разрядности, оперировать обобщенными множествами они не могут. Кардинальными симптомами данной патологии являются: распад понимания числа, расстройство в уразумении разрядной структуры числа, понимании значения знаков.

Синдром акалькулии и его проявления обусловлены местом локализации аномального очага. Так, при повреждении затылочно-теменных сегментов либо при наличии двухстороннего поражения, можно предполагать первичную акалькулию. При повреждении затылочного сегмента, исчезает визуальный образ цифры, она перестает для больного являться символом, отражающим определенное количество.

Индивид распознает цифры, они смешиваются в восприятии. Это особенно относится к цифрам схожим по начертанию. При повреждении височных зон наблюдаются сбои в устном счете, префронтальных сегментов – расстраивается целенаправленная деятельность, больной не может планировать счетные действия и контролировать их выполнение.

Иногда рассматриваемая дисфункция полностью способностей к вычислительным операциям не лишает малыша. Отдельные маленькие пациенты сберегают навыки сложения, однако вычитание для них становится невыполнимой задачей. Описываемому недугу часто может сопутствовать сенсорная афазия. Степень нарушения произведения арифметических операций варьируется от абсолютной неспособности вычислять до возникновения ошибок в счетных действиях и при манипуляциях с цифрами.

Вследствие сочетаемости симптоматики акалькулии с иными расстройствами когнитивных функций, часто выявить синдром акалькулии довольно сложно. Его могут просто не заметить на фоне ведущей когнитивной дисфункции. Однако обнаружение описываемого нарушения является важной работой, поскольку система коррекционных мероприятий обусловлена симптоматикой.

Акалькулия

Акалькулия коррекции поддается. Однако для успешной и полной ликвидации симптоматики необходимо, в первый черед, лечение недуга, спровоцировавшего акалькулию. Первичная форма дисфункции предполагает необходимость возобновления понимания значения цифр и их разрядного строения. К таким пациентам в нынешней медицинской практике для реставрации утраченной функции благополучно применяется визуальный метод, методика операций с числами и восприятия их разрядов.

Дабы победить рассматриваемый недуг нейропсихолог совместно с логопедом осуществляют трудоемкую и продолжительную работу. Терапевт сотрудничает с иными докторами, самим пациентом, а также с родней больного. При вторичной форме описываемого нарушения параллельно следует корректировать и иные утраченные познавательные функции.

Успешность коррекции акалькулии обусловлена временем начала адекватной терапии, прогноз восстановления, определяемый размером поврежденного сегмента – ранним выявлением и своевременным проведением лечебных мероприятий. Помимо того, успешность и продолжительность терапии обусловлена возрастом индивида, степенью речевых расстройств.

Профилактическое воздействие, прежде всего, подразумевает предупреждение получения различных мозговых травм, предотвращение нарушения кровоснабжения мозговых структур. Кроме того, необходимо ежегодно проводить плановое обследование, дабы исключить наличие опухолевых процессов либо патологий иного характера.

Нет, эти понятия принято различать. Например, отличия состоят в том, что ребенок, у которого выявлена дискалькулия, испытывает сложности в освоении арифметики. Что касается акалькулии, то под этим термином понимают полное отсутствие способности к выполнению счетных операций. Причинами акалькулии могут быть как сильные отклонения в психике, так и педагогическая запущенность или грубые нарушения в воспитании ребенка.

Симптомы дискалькулии

Расстройство навыков счета проявляется по-разному, зависит от вида нарушения и возраста ребенка. Симптомы определяются уже в дошкольном периоде, когда формируются первые арифметические способности, максимально разворачиваются в младших классах, а без специальной коррекции сохраняются на протяжении средних, старших классов. Взрослые компенсируют дискалькулию, выбирая профессию и образ жизни, не связанные с математикой.

Дошкольники имеют проблемы с освоением прямого и обратного счета в пределах десятка, позже понимают, что такое числа. У них снижена способность измерять, сравнивать и классифицировать: не могут выбрать из двух яблок большее, посчитать количество карандашей и записать его цифрой. Имеются проблемы распознавания математических символов – нет связи между графическим изображением числа и его словесным звучанием: «4» и «четыре». При дисграфических расстройствах дети ошибаются, копируя цифры с образца и записывая их под диктовку. Нередко они путают внешне похожие символы (3 и 8, 6 и 9), отображают их перевернутыми или зеркальными. При вербальной форме расстройства выявляются ошибки идентификации чисел, схожих по звучанию при словесном предъявлении: малыши путают «девять» и «десять», «семь» и «восемь». Недостаточность функции контроля и планирования обнаруживается как неспособность ребенка удержать инструкцию, произвольно остановить счет или начать его с определенной цифры. При порядковом счете числа дублируются, упускаются.

У учеников младшей школы имеются сложности распознавания арифметических символов. Они ошибаются со знаками «-» и « », «{amp}lt;» и «{amp}gt;». При мнестических расстройствах выявляется неспособность заучить и воспроизвести из памяти даже простые математические структуры, например, таблицу умножения. Затруднено распознавание и перевод в математическую запись грамматических конструкций «меньше, чем», «меньше на», «меньше в», «больше, чем», «больше на», «больше в». Дети продолжают использовать наглядные предметы – пальцы, счетные палочки, карандаши – для счета и простых операций. Им сложно запомнить правила выполнения расчетов, порядок действий. При нарушении восприятия пространства складывают и вычитают справа налево, в примере «7-3=» от трех отнимают семь. Ошибаются при перенесении операций сложения и вычитания из горизонтального вида в вертикальный, путают колонки цифр местами при умножении «столбиком» и делении «уголком».

В средних и старших классах дискалькулия влияет на освоение алгебры, геометрии и смежных наук, где требуются арифметические расчеты. Учащиеся нередко не понимают формулировки задач, не анализируют условия, не удерживают в уме данные, даже если имеется визуальная опора в виде текста или картинок. Проявляются сложности в установлении связей между понятиями, различении ключевой информации от второстепенной. К общим симптомам относятся трудности распознавания даты и времени, составления бюджета, снижение ориентировочных способностей в незнакомой обстановке, неумение анализировать задачи и применять разные подходы и формулы для ее решения. Не всегда доступно понимание графиков, формул, таблиц. Подростки плохо ориентируются по карте местности, не пользуются информацией на табло движения общественного транспорта.

Дети, страдающие дискалькулией, не способны понять, что представляет собой число и по какому принципу выстроен числовой ряд, не могут различить и запомнить цифры. Они не могут производить операции с числовыми значениями, не умеют раскладывать их на слагаемые. Им сложно сравнивать количество предметов, проделывать простейшие арифметические действия и проводить вычисления по внутреннему плану, то есть, считать «в уме».

Симптомы дискалькулии:

  • сложности с различением и написанием цифр;
  • неумение определять время и ориентироваться в часах, минутах, секундах;
  • нарушения координации тонких движений;
  • неспособность определить пройденное расстояние, измерить длину отрезка;
  • сложность восприятия понятий «меньше», «больше»;
  • невозможность решения задач без иллюстративного сопровождения;
  • сложности при решении логических задач, выполнении действий с абстрактными категориями;
  • неспособность визуального определения количества предметов, составления их в группы без пересчёта их по одному.

Вследствие нарушения в обработке зрительной информации ребёнок может решать примеры, только если присутствует их предметная составляющая. Самостоятельно представить то, что написано в условии задачи, малыш не может. Кроме того, школьники в начальных классах неспособны рационально рассчитывать свободное время, что и приводит в будущем к плохой успеваемости и проблемам с поведением. На видео ниже данный аспект описан достаточно полно:

  1. Ребенок не понимает структуру числа;
  2. Операции со сложными числами вызывают серьезные затруднения;
  3. Ребенку трудно сравнить количества предметов;
  4. Не может произвести цепочки арифметических действий;
  5. Не понимает смысла этих арифметических действий (сложив числа 3 и 45, может получить 388);
  6. Не может запомнить математические термины.

Именно у детей первичная форма рассматриваемой патологии проявляется наиболее ярко. К моменту поступления в школу у маленького пациента могут не успеть сформироваться отделы мозга, отвечающие за понимание пространственных явлений. Результатом является проблема понимания арифметических операций и значения цифр на первом году обучения. Также наблюдаются следующие симптомы.

Проявления первичной формы:

  • понятие больше — меньше относительно арифметических действий нарушено;
  • понятие чисел отсутствует;
  • арифметические операции осуществляются проблематично;
  • понятие пространственных координат нарушено;
  • различие разрядных строений чисел отсутствует;
  • понимание разницы между числами отсутствует, если поражена теменная область;
  • сложности в оценке арифметических объектов с цифрой ноль в составе;
  • образное восприятие цифры в виде предмета, например, 50 роз, 10 гривен;
  • изредка остается возможность сложения;
  • серьезные проблемы в процессе вычитания, особенно если приходится работать с числами через десяток;
  • редко акалькулия в данной форме сочетается с речевыми нарушениями.

Если данная патология является результатом поражения лобной части головного мозга, пациент понимает принцип числовых разрядов, ему доступны элементарные арифметические вычисления. Более сложные действия и манипуляции вызывают серьезные затруднения.

Симптомы вторичной формы

Вторичная форма вызвана поражениями префронтального, височного или затылочного отделов головного мозга.

  1. Проблемы в затылочной зоне приводят к нарушению визуального восприятия цифр. В качестве основного заболевания может выступать оптическая агнозия или алексия. Схожие по написанию числа пациент может не отличать визуально, сохраняется разрядное понимание чисел. Нередко такие проблемы сопровождает амнезия на названия чисел.
  2. Дефект слухового понимания чисел наблюдается при поражении височной зоны коры. В качестве основного заболевания выступает сенсорная или акустико-мнестическая афазия.
  3. Проблемы в префронтальной зоне приводят к нарушению понимания арифметических операций. Чаще всего поражается доминирующее полушарие. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – правое.
ПОДРОБНЕЕ:  Что такое алкогольная полинейропатия и как ее лечить. Как предупредить заболевание алкогольная полинейропатия — симптомы, лечение и фото патологии

Каждое отклонение имеет свои признаки. Если вы заметили у ребенка один из вышеописанных признаков, попробуйте обратиться к логопеду или психологу. Только специалист может увидеть признаки дискалькулии, провести необходимые тесты и установить верный диагноз. Постановка диагноза занимает некоторое время.

Помимо сбора анамнеза, специалист обязательно проведет несколько тестов на восприятие и применение на практике абстрактных чисел, изучит неврологические функции человека, проведет оценку способностей к математике. Иногда к постановке диагноза подключают специальную технику: человеку с подозрением на дискалькулию могут провести электроэнцефалографию или МРТ.

Дискалькулия выражается в таких симптомах:

  • неспособность распознавать количество предметов визуально (больному необходимо пересчитать предметы по одному);
  • затруднения при вычислениях;
  • проблемы с абстрактным счетом времени;
  • невозможность интуитивно определить длину пройденного расстояния;
  • нарушения координации движения;
  • трудности с восприятием понятий «больше» и «меньше»;
  • непонимание сути таких математических операций как вычитание, сложение, деление, умножение;
  • затруднения при написании и назывании чисел;
  • непонимание процесса решения простых математических задач, без использования наглядного материала;
  • непонимание понятия «число», разрядности;
  • отсутствие способности выполнять логико-абстрактные действия.

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

Осложнения

Арифметические расчеты лежат в основе повседневной жизни. Особенно важно это умение в период дошкольной подготовки и обучения в школе и средних специальных учреждениях. В основе дискалькулии лежат нарушения, которые приводят к нарастающей низкой успеваемости в точных науках. Помимо неудовлетворительных оценок это приводит к уменьшению стремления к познанию и прогулу занятий.

Основное осложнение заболевания — отказ от освоения профессий и трудоустройства. Многие дети вынуждены идти в ВУЗы по гуманитарным специальностям, несмотря на тягу к программированию и другим прикладным наукам.

Уровень развития математических способностей у детей имеет практическую значимость. В повседневной жизни людям приходится ежедневно оперировать математическими навыками, анализировать количество объектов, их размер и удаленность. Счетная деятельность важна при дошкольной подготовке и в течение всей учебы в средней школе, профессиональных учреждениях образования.

Отсутствие психолого-педагогической поддержки детей приводит к неуспеваемости по математике, физике, химии, черчению, информатике и по некоторым другим предметам. Трудности освоения школьных программ способствуют снижению познавательного интереса ребенка, прогулам занятий, а в дальнейшем – к отказу от получения профессионального образования, трудоустройства.

Постановка диагноза

Первые признаки дискалькулии проявляются в дошкольном возрасте, когда возникает потребность в произведении элементарных подсчетов.

При выявлении симптомов патологии необходимо обратиться к логопеду или детскому психологу для проведения комплексного обследования и дифференциальной диагностики.

Для определения заболевания ребенку предлагается выполнить такие тестовые задания:

  • счет от 10 до 20 (у детей с данной патологией может быть не нарушен счет до 10);
  • сравнить два числа;
  • расположить числа по возрастанию и убыванию;
  • выполнить простые арифметические действия;
  • озвучить название, и распределить геометрические фигуры в зависимости от цвета и размера.

Так как дискалькулия вызвана изменениями в головном мозге, то может применяться такой метод диагностики как магнитно-резонансная томография. Однако из-за дороговизны и недостаточной исследованности вопроса данный метод не имеет широкого использования.

Помимо выявления нарушений, связанных с математическими операциями, специалисты обнаруживают такие сопутствующие признаки как проблемы с анализом схемы тела человека, определением правой и левой стороны, соотнесением предметов в пространстве, определением времени по аналоговым часам.

Диагностика

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Дискалькулию у детей родители способны увидеть сами, при проявлении патологии необходимо сразу обращаться к врачу. Конкретный вид заболевания устанавливается после консультации с логопедом, неврологом, психологом.

При беседе ребёнка с врачами, ему предлагают посчитать, совершить простое действие в арифметике, расположить карточки с цифрами в порядке уменьшения или увеличения. В зависимости от выявленных нарушений в процессе выполнения заданий, будет установлен вид заболевания.

Виды дискалькулии выделяются следующие:

  • Графическая – ребёнок не может записать цифры, математические символы. У него возникает сложность при изображении геометрических фигур.
  • Вербальная – пациент испытывает трудность перед просьбой назвать арифметическое действие.
  • Дислексическая – такая форма заболевания проявляется в отсутствии возможности прочитать математические символы.
  • Операциональная – невозможность сделать арифметическое действие.

Установление вида патологии позволяет максимально эффективно провести коррекциюдискалькулии.

В связи с тем, что расстройство счета часто сочетается другими видами патологии познавательных функций, синдром акалькулии может быть не диагностирован вовсе (попросту не замечен за ведущим когнитивным дефицитом). Однако его выявление является необходимой работой, на основе которой разрабатывается система лечебных мероприятий.

Лечение акалькулии, точно также как и коррекция дискалькулии, является трудоемким и длительным процессом. Для этого необходим тесный контакт врача и пациента.

В первую очередь лечебные мероприятия направляют на причину развития синдрома. Только устранив или скорректировав этиологические факторы, можно полноценно работать над  восстановлением навыка счета. Если акалькулия носит вторичный характер, параллельно ведется работа над другими утраченными когнитивными функциями. При этом необходимо соблюдать:

  • принцип комплексности лечения – предполагается сочетанное медико-психолого-педагогическое воздействие;
  • системность подхода – мероприятия направляются не только на изолированное восстановление навыка счетных операций, но и на первопричину возникновения дефекта;
  • этапность, непрерывность и длительность работы с пациентом для лучшего результата лечения;
  • учет психологической атмосферы при процессе восстановления навыка счета;
  • учет особенностей других высших психических функций (гнозиса, праксиса, речи).

В настоящее время в связи с повсеместностью распространения необходимости в счетных операциях проблема формирования математических представлений стоит достаточно остро. Ситуация усугубляется не только возможностью приобретенной утраты навыка счета, но и дефектом в способности производить арифметические действия при задержке формирования счетного центра в коре.

Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Акалькулия и дискалькулия могут проявляться в различных сочетаниях с иными познавательными нарушениями и существенно снижать социальную адаптацию человека. Своевременная и комплексная коррекция утраченных или несформированных навыков производить арифметические действия способна значительно улучшить результаты лечения и повысить качество жизни пациента.

Заподозрить появление у ребёнка дискалькулии можно ещё до наступления школьного обучения. Достаточно предложить 5–7-летнему малышу посчитать что-то, после чего можно увидеть, что выполнение элементарных математических действий вызывает у него значительные трудности.

Тестовые задания для детей младшего школьного возраста:

  • посчитать от 10 до 20 (счёт до 10 может быть безупречен);
  • расположить числа в порядке возрастания и убывания;
  • сравнить два числа;
  • определить название геометрических фигур, классифицировать их по цвету, размеру;
  • выполнить арифметические действия (сложение и вычитание);
  • проанализировать схему тела человека;
  • определить направление вправо-влево.

После проведения обследования специалист может с точностью определить форму дискалькулии и начать работу по её коррекции.

Вопрос о необходимости обследования ребенка чаще всего возникает при подготовке к первому классу либо в начальной школе. За первичной консультацией родители обращаются к педагогам, школьным психологам, логопедам. Профессиональная диагностика и подтверждение диагноза осуществляются врачом-психиатром. Он проводит беседу, собирает анамнестические данные и уточняет жалобы. Специалист уделяет внимание условиям проживания и воспитания, наличию неврологических и психических болезней у пациента, дислексии и дискалькулии у матери или отца. Дополнительно психолог выполняет ряд специфических проб:

  • Классификация, сравнение, счет. Для обследования старших дошкольников используются пробы на прямой счет до десяти, сравнение размеров и количества объектов, классификацию предметов, идентификацию геометрических фигур. Учитывается развитие пространственной ориентировки, умение удерживать инструкцию, производить поэтапные операции.
  • Арифметические операции. Младшим школьникам предлагается выполнить тесты на расположение чисел по порядку их убывания и возрастания, сравнение чисел, решение примеров на сложение и вычитание, определение правой и левой стороны. Сложность тестов подбирается индивидуально с учетом возраста.
  • Перекодирование информации. Ученики среднего и старшего звена решают задачи, требующие переведения словесных конструкций («больше», «прирост на», «сокращение на») в математические схемы. Оценивается умение осуществлять сложные поэтапные операции, применять формулы, использовать дроби.

С целью дифференциальной диагностики исследуется общий уровень интеллекта, степень развития речи и мнестических функций. Полученные данные позволяют различить дискалькулию с олигофренией, ЗПР, педагогической запущенностью, задержкой речевого развития. Ключевым диагностическим признаком является изолированное снижение арифметических навыков при относительно нормальном развитии памяти, интеллекта, внимания, эмоционально-волевых качеств.

Лечение и коррекция

Чаще всего коррекцией дискалькулии занимается логопед. Также при необходимости привлекаются психологи, педиатры, неврологи. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, детских садах, профильных группах или классах. Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности.

dev.jpg

Развитие связной, полноценной речи – крайне важное направление работы при дискалькулии. Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Коррекция основывается на выполнение специальных упражнений. Их подбирают в зависимости от формы заболевания. Помимо этого, неврологи и психиатры могут назначить прием лекарственных средств — ноотропов или антиоксидантов.

При нарушении запоминания и использования математической терминологии, показано выполнение следующих упражнений и формирование следующих умений:

  1. Счет предметов и обозначение полученного результата вслух. Коррекционные задания направлены на запоминание слов, отражающих количество объектов и арифметические действия, а также их правильное использование в разговорной речи. Упражнения не требуют сложного оборудования, достаточно разложить какие-либо предметы и попросить ребенка подсчитать их. Количество объектов и число их вариантов постепенно увеличивают.
  2. Подсчет числа объектов и правильное произношение их названия. Упражнение направлено на понимание отдельных слов и математических понятий. Это легко выполнять дома. Дошкольников просят показать 1 или несколько пальцев, или подать определенное число предметов.
  3. Использование математической терминологии. Для изучения геометрических понятий хорошо подходят предметы обихода. Детей просят подобрать объекты, имеющие круглую или квадратную форму и т. д.
  4. Ориентация в собственном теле и окружающем пространстве. Для этого выполняются задания на развитие пространственного восприятия и памяти. Специалисты по психическому развитию считают, что уже в возрасте года, дети должны правильно показывать части тела и знать такие понятия, как «спереди», «сзади», «сверху» и «снизу».

Кроме этого применяются следующие меры:

  • для улучшения понимания математических конструкций и цифр можно учить небольшие стихотворения, включающие их;
  • для развития грамматики и словарного запаса счет изучают с помощью доступных предметов — яблок, палочек и пр.;
  • задания, направленные на развитие сенсорного восприятия, проводятся при любых вариантах дискалькулии (детей учат различать цвета, форму предметов и их размеры, для этого подходят кубики и другие предметы).

Логопеды и психологи при беседе с родителями могут порекомендовать различные дополнительные упражнения.

Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

При практогностической дискалькулии наблюдается нарушение восприятия предметов, а также связанных с ним действий. В рамках корректирующих мер рекомендуется:

  1. Формировать представления об объектах и их символическом изображении. Ребенка знакомят с абстрактными понятиями, например, со словом «кислый» и просят его подобрать подходящий предмет. Правильным ответом может быть «щавель», «лимон» и др.
  2. Обучать последовательному и обратному счету. Задание можно выполнять в процессе игры или при прогулках. Считать можно игрушки, деревья, птиц и другие объекты.
  3. Обучать правильным словесным обозначениям и последовательности счета предметов. Для этого детей просят сказать, какое число идет после конкретной цифры или перед ней. Простым упражнением является просьба показать определенное количество объектов, например, три пальца и др.
  4. Скорректировать зрительно-пространственное восприятие. Для этой цели используют предметы различной формы, цвета и величины. Это могут быть пуговицы, посуда и др. В детских магазинах имеются специальные игрушки, которые требуют расположить предметы в зависимости от их формы или цвета.
  5. Эмоционально заучивать стихотворения, в процессе рассказа которых следует активно жестикулировать и изображать объекты и действия из произведения.
  6. Работа над увеличением словарного запаса. Ограниченный лексикон может быть причиной того, что ребенок не может правильно назвать предложенный предмет и связать его с другими объектами.
ПОДРОБНЕЕ:  Хирургический аборт в Москве, цены - МедЦентрСервис

Хорошей эффективностью при комплексном подходе обладают задания на улучшение мелкой моторики: сбор мозаики, вырезание фигур из бумаги и раскладывание небольших объектов.

Дислексия — нарушение процесса чтения, что приводит к непониманию прочитанного материала и заданий. Для ее устранения используются специальные упражнения. Родителям необходимо сформировать у ребенка правильные зрительные образы в отношении геометрических фигур и арифметических знаков. С этой целью ему показывают соответствующие изображения и называют их. После чего вновь демонстрируют карточки со знаками и просят его вспомнить название.

Многие абстрактные символы легче воспринимаются при тактильном и других типах восприятия. Родители подготавливают фигуры, обозначающие арифметические символы, знаки и предметы различной формы. Таким способом можно легко объяснить, что такое цилиндр, пирамида, после чего закрепить полученный материал с помощью поиска аналогичных объектов в комнате или на улице.

Для улучшения зрительного восприятия цифр и знаков можно сделать их из подручных материалов — пенопласта, картона или пластилина. При тактильном контакте дети лучше понимают математические символы и могут усвоить их пространственные пропорции. Это помогает различать их во время чтения. С этой же целью выполняют задания для улучшения зрительной и слуховой памяти. Они основываются на выборе предметов по принципу общих свойств или различий.

Важным этапом в устранении дислексических нарушений является понимание ребенком математической терминологии. Для этого используются скороговорки, стихотворения и рисунки.

Данный тип расстройства характеризуется невозможностью записывать арифметические символы. Для коррекции нарушения рекомендуется выполнять ряд простых упражнений:

  1. Задания на улучшение мелкой моторики. Для этого может подходить сбор мозаики, лепка из пластилина, создание поделок из бумаги и др.
  2. Задания на ориентировку в пространстве. Ребенка просят найти в комнате определенный предмет, для понимания работы с плоскостью, что часто встречается на уроках арифметики и геометрии, рисуют узоры с заданной формой и размером.
  3. Упражнение на узнавание математических символов и цифр.
  4. Улучшение зрительной и слуховой памяти за счет повторения отрывков стихов, поиска увиденных ранее предметов и др.

Помимо указанных упражнений важно формирование положительных ассоциаций с процессом обучения. Для этого ребенка следует хвалить и поощрять в процессе чтения, решения задач и др. Занятия проводят у логопеда или психолога и попутно дома.

Коррекцию (лечение) проводят в поликлинике или специализированном медицинском центре. Этим занимаются следующие специалисты: психоневролог, невропатолог, детский психолог, логопед. Основное лечение проводится в игровой форме, могут быть использованы специализированные компьютерные программы и интерактивные занятия ребёнка со специалистом.

В среднем, для устранения проблемы требуется провести 30–90 занятий, в тяжёлых случаях их число доходит до 250.

Методы и упражнения для коррекции:

  • решение задач, приближенных к жизненным ситуациям (в магазине, в семье, на прогулке);
  • имитация предметов палочками, спичками, пуговками и другим подручным материалом;
  • создание педагогом схем, памяток, содержащих алгоритм выполнения заданий;
  • переход от вербального проговаривания своих действий во внутренний план;
  • измерение предметов линейкой, определение величины на глаз, взвешивание сыпучих предметов, измерение объёма жидкостей;
  • обучение автоматическому восприятию групп предметов до пяти штук, все составляющие группы должны иметь разный цвет и размер;
  • сопровождение решения задач рисунком, который выполняет ребёнок.

Различные игры для маленьких пациентов, страдающих данной патологией, направлены на обучение счёту и выполнению элементарных математических действий. Малыша обучают сортировке предметов по разнообразным характеристикам. После этого специалист помогает ребёнку осваивать простые математические задачи и действия.

Далее ребёнок учится правильно применять выученные термины и слова в быту, в разговоре с родственниками, сверстниками, друзьями. Особое внимание необходимо уделять переводу произносимых символов в письменную форму. Ребёнок должен обязательно научиться правильно писать числовые значения и арифметические знаки.

Помощь детям с расстройством математических навыков основана на психокоррекционных упражнениях, активирующих нейронные связи в специфических участках мозга. Занятия проводятся логопедами, педагогами-психологами. По необходимости врачи-неврологи и психиатры назначают прием ноотропов. Коррекционное воздействие осуществляется в трех направлениях:

  • Развитие пространственных функций. Для освоения арифметики необходим сформированный навык ориентировки в окружающем пространстве, умение устанавливать соотношения между объектами и их изображениями, оперирование понятиями высоты, глубины, ширины, длины, направления лево/право. Применяются задания с кубиками Коса, доски Сегена, игровые техники с определением направления движения и расположения объектов (внизу, вверху, впереди, позади, слева, справа).
  • Развитие речи. Умение словесно выражать мысль является важным условием устранения дискалькулии. Выполняются упражнения, ориентированные на увеличение запаса слов, освоение терминов математики, их правильное употребление. Вначале дети осваивают слова «больше», «меньше», «равно», наименования фигур, учатся классифицировать предметы, выделяя ведущие признаки. Затем изучают порядковый счет, практикуют включение в речь чисел.
  • Развитие способностей к арифметике. При положительном результате речевых занятий специалист переходит к обучению простым математическим действиям. Дети проговаривают и записывают выполняемые операции, воспроизводят их на наглядном материале, разбирают смысл задач, тренируются удерживать условия, подбирать логику решения. Постепенно вводится представление о составных частях целого, практикуется разделение предмета на элементы и складывание его обратно. Отрабатывается навык написания цифр, других мелких символов.

Возможные последствия

При дискалькулии человек не может корректно определять время, запоминать даты, номера телефонов. Данные факторы ведут к снижению социализации индивида в обществе.

Неспособность ребенка запоминать числа, формулы, производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования во многих учебных заведениях, и как следствие невозможности приобрести достойную профессию.

Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией ведет к получению многократного негативного опыта в школе. У ребенка развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения.

Возможности профилактики и прогноз

Профилактические меры нарушения будут зависеть от того, какой вид патологии у пациента:

  • Графический – профилактика такого вида нарушения возможна с помощью упражнений для развития зрительных образов, мелкой моторики, координацией между движениями рук и зрением.
  • Вербальное нарушение можно предупредить, обучая ребенка названиям математических действий и их сущности. Дети должны уметь правильно использовать понятия в своей речи. Происходит развитие всех функций памяти, ребенок приобретает понимание формы, цвета и размера.
  • Практогностический вид предупреждается при помощи обучения навыкам счета в математике, арифметические действия должны выполняться с их последовательным проговариванием. Важно, чтобы в слух проговаривался полученный результат. Должны развиваться зрительное восприятие, координация движения, возможность соотносить реальный предмет и его изображение.
  • Дислексический вариант предупреждается развитием зрительного восприятия у ребенка. Он должен иметь представление о форме, цвете, правильно распознавать и называть математические символы, понимать смысл знаков, развивать память и логическое мышление.

Все меры профилактики направлены на развитие устойчивого восприятия зрительно математических символов, а затем грамотное их применение в арифметических расчетах.

Своевременное обнаружение проблемы поможет искоренить ее в самом начале и повысить успеваемость ребенка в школе.

  1. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  2. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  3. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  4. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  5. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Существую специализированные методики, применение которых может помочь в наиболее тяжелых случаях. В их основе лежит визуальная память человека. Тренинг может проходить таким образом: перед пациентом раскладываются карточки с изображениями чисел и предметами аналогичного количества. Данный метод может применяться как для взрослых, так и для детей в игровой форме.

Вторичная акалькулия несколько сложнее в плане лечения. Возможность восстановления пациента зависит, в первую очередь, от локализации поражения в головном мозге. Коррекция может быть направлена на визуальные особенности чисел, обучение простому пониманию чисел, выполнения устного счета и арифметических действий и т.д.

В клинической практике активно используется метод манипулирования с предметами и числами. Это позволяет больным самостоятельно проводить анализ математических операций с объективно-разрядным пониманием числа.

Что касается профилактики акалькулии, то она должна заключаться в предупреждении черепно-мозговых травм и сосудистых заболеваний головного мозга. Любые патологии требуют своевременной диагностики и лечения, особенно это касается опухолевых новообразований в коре мозга.

При своевременной коррекции дискалькулия преодолевается, ребенок начинает осваивать счет, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается. Для профилактики практогностической дискалькулии рекомендовано выполнение простых примеров, задач с озвучиванием действий, параллельным использованием наглядной опоры – рисунка, пальцев, счетных палочек.

Предупреждение графической дискалькулии включает тренировку мелкомоторных движений, координации «образ-движение руки»; вербальной дискалькулии – усвоение названий операций, практику их использования в беседе; дислексической дискалькулии – формирование представлений о цвете, форме, размере, задания на узнавание знаков и цифр; операциональной дискалькулии – освоение счета, вербальное использование специфических терминов.

Предупредительные меры по профилактике дискалькулии можно проводить ещё в раннем дошкольном детстве. Прежде всего, следует провести максимально полную коррекцию имеющихся неврологических патологий. В раннем возрасте можно начинать обучение элементарной математике в игровой форме.

Родители должны наглядно демонстрировать своему чаду, как пересчитывать предметы, фигуры и выполнять элементарные математические задания, например, во время плавания можно предложить малышу посчитать синие шарики или поймать три красных шарика сачком. Обучая ребёнка счету, необходимо тщательно проговаривать названия цифр, в дальнейшем арифметических действий.

Чтобы у ребёнка не развилась операциональная дискалькулия, его нужно обязательно обучить правилам счёта и порядку математических действий. Для профилактики вербальной и лексической формы необходимо просить малыша при подсчёте говорить название цифр, а при рассматривании разнообразных фигур и других предметов — их цвет и форму.

Чтобы предотвратить возникновение дискалькулии в графической форме, необходимо уделять особое внимание развитию у ребёнка зрительной памяти, мелкой моторики, координации движений посредством пальчиковых и подвижных игр, собирания разрезных картинок, кубиков, пазлов, играть с мелкими деталями конструктора, нанизывать бусинки на шнурок, определять их форму и цвет. Очень эффективна в этом отношении продуктивная деятельность малышей – лепка, рисование, аппликация, изготовление поделок, оригами.

Мамы и папы должны обязательно уделять внимание развитию мышления и памяти у ребёнка, и тогда, в будущем, возникновения дискалькулии можно будет избежать.

Профилактика заболевания основывается на классификации дискалькулии, так как каждый тип расстройств требует своего подхода.

Акалькулия: симптомы и причины возникновения болезни

Предупреждение развития нарушения графического типа требует проведения упражнений, улучшающих восприятие зрительных образов, мелкую моторику и тренировать различные виды памяти. Важно помнить, что при дискалькулии присутствуют некоторые особенности зрительного гнозиса. Их профилактика основывается на использовании различного наглядного материала.

Практогностическое расстройство можно предупредить при своевременном обучении дошкольника основным арифметическим навыкам. При этом следует проговаривать ход вычислений, озвучивать результат и следить за формированием правильного восприятия математических действий. Кроме того, родителям следует работать над развитием пространственного восприятия и координацией в пространстве.

Для предупреждения дислексии выполняют упражнения, направленные на развитие зрительного восприятия. Детям рассказывают о форме, цвете, учат воспринимать и узнавать различные математические символы. Важно обучать ребенка сопоставлять их с правильным названием и предназначением во время арифметических расчетов.

Вербальная дискалькулия развивается на фоне отсутствия занятия с дошкольником по пониманию математических операций и их сути. Следует выполнять упражнения на правильное называние действий, понимать различия между цветами, формой и размером объектов. При этом ребенок должен проговаривать эти отличия вслух.

Профилактика операционального расстройства требует своевременного обучения арифметическим действиям. Ребенка следует вовлекать в эту деятельность, а не заставлять решать примеры без каких-либо пояснений.

Помимо специфической профилактики, необходимо соблюдать и общие рекомендации: организовать правильный режим сна и отдыха, рациональное питание, регулярные физические нагрузки и пр. При появлении первых проблем с освоением математики следует проконсультироваться с психологом или педагогом. Они помогут установить характер расстройства и при необходимости направят родителей на консультацию со специалистами.

Прогноз

Своевременное выявление болезни и соблюдение всех принципов коррекции дискалькулии позволяет полноценно освоить счет и другие арифметические навыки. Если же родители длительное время не обращаются за помощью и игнорируют низкие способности детей в математики, то необходимые умения не формируются, что в итоге снижает качество жизни.

https://www.youtube.com/watch?v=

Можно ли вылечить дискалькулию?

Специалисты отмечают, что расстройство легко поддается коррекции при комплексном подходе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания
Adblock
detector