Набор веса при беременности: нормы по неделям, прибавки в таблице, как рассчитать – график и календарь, нормальный вес на 15, 24 и 30 неделе

Какие симптомы в первом триместре беременности должны заставить срочно обратиться к врачу?

Высокая температура в первом триместре беременности. Если температура вашего тела поднялась выше 37 градусов, это повод обратиться к врачу. Скорее всего, это говорит, что ваш организм борется с проникшей в него инфекцией. Это опасно для будущего ребенка.

Эксперименты на эмбрионах животных показали, что очень высокая температура повышает риск развития пороков сердца и челюстей. Ни в коем случае не принимайте самостоятельно никакие жаропонижающие средства: большинство из них могут причинить вред вашему будущему ребенку.

Головная боль в первом триместре – довольно распространенный симптом. Во время беременности он доставляет особенно много проблем, так как большинство обезболивающих препаратов противопоказаны. Среди причин головных болей у будущих мам в первом триместре часто встречаются такие, как: изменение гормонального фона, мигрень, стресс и переутомление, постоянная заложенность носа, обезвоживание из-за частой рвоты, резкое прекращение потребления кофе (так называемый синдром отмены).

  • головная боль очень сильная, долго не проходит;
  • сопровождается головокружением, нарушением зрения;
  • при повышенном или сниженном артериальном давлении;
  • если женщина и ранее страдала мигренозными головными болями, и они участились, усилились с наступлением беременности.

Кашель и простуда во время беременности в первом триместре. К сожалению, вероятность простудиться во время беременности весьма высока, потому что по статистике взрослые люди болеют ОРВИ от 2 до 4 раз в год.

Если вы простудились в первом триместре, не стоит паниковать. Скорее всего, вирусы не причинят вреда вашему ребенку. Главное, чтобы это был не грипп. Он протекает тяжелее обычного ОРЗ, сразу поднимается температура, возникает недомогание, боли в мышцах.

При простуде не спешите принимать лекарства. Многие препараты могут причинить вред плоду. С насморком борются с помощью капель или спреев, которые содержат воду с солью. Для борьбы с высокой температурой можно применять парацетамол, но только после консультации с врачом.

Молочница в первом триместре. Этим термином называют дрожжевую инфекцию – кандидоз. Ее основные проявления: обильные белые, коричневатые или творожистые выделения из влагалища, покраснение, зуд, жжение в области половых органов во время мочеиспускания.

Аналогичными симптомами могут проявляться другие мочеполовые инфекции, поэтому в первую очередь нужно посетить врача (если не становится лучше в течение 3-х дней – откладывать визит к доктору точно не стоит) и пройти обследование. Обычно молочница не вызывает какие-либо осложнения беременности.

Но она сопровождается неприятными симптомами. Во время беременности риск развития кандидоза повышается, а избавиться от заболевания становится сложнее. Применяют вагинальные свечи и суппозитории, но не все – некоторые из них опасны для эмбриона и плода.

Обычно правильно назначенное лечение помогает справиться с молочницей в течение 10–14 дней.

Герпес в первом триместре беременности. Герпес – потенциально опасная для будущего ребенка инфекция. Она может привести к повреждению нервной системы, умственной отсталости и гибели. Но здесь есть несколько важных оговорок. Заражение малыша происходит во время родов при активном герпесе половых органов у женщины.

Поэтому заражение наиболее опасно в конце беременности: организм будущей мамы не успевает выработать антитела, которые защищают ребенка. Если женщина болела герпесом до начала беременности, риски минимальны: скорее всего, ее иммунитет защитит малыша, и не произойдет ничего страшного.

Коричневые выделения в первом триместре. Коричневый цвет вагинальным выделениям придает кровь. Зачастую это нормальный признак беременности. Однако в любом случае стоит на всякий случай обратиться к врачу. Вообще, нужно обращать внимание на любые изменения цвета, запаха и консистенции выделений, сообщать о них акушеру-гинекологу.

Ангина в первом триместре. Тонзиллит (воспаление миндалин) во время беременности может быть вызван вирусами или бактериями (стрептококком). Это опасное состояние. Во-первых, из-за инфекционно-воспалительного процесса в миндалинах снижается иммунитет, организм мамы становится более уязвим к другим инфекциям.

Во-вторых, возбудители могут проникнуть в организм плода и причинить ему вред. Лучше лечить тонзиллит до беременности, когда не противопоказаны многие препараты. У будущих мам лекарства можно применять строго по назначению врача. Используют противовоспалительные средства, в крайних случаях – антибиотики.

Первая половина беременности

В первые месяцы беременности наиболее заметные изменения про­исходят с сенсорным восприятием женщины. Практически каждая беременная (90%) сообщает об измененном восприятии запахов и вкусов, что может наблюдаться очень рано, уже со второй недели бе­ременности. Помимо этого, у беременных может наблюдаться изме­ненное восприятие звуков, цветов, зрительных образов, а также из­менение в тактильных ощущениях. Распространенным явлением бе­ременности является возникновение различных пищевых желаний, которые могут быть чрезвычайно сильными. Известными явлениями беременности являются переменчивость настроений, сентименталь­ность, слезливость, сонливость и отупение. К малоизвестным психи­ческим явлениям в первой половине беременности можно отнести изменение отношения к роду деятельности или работе, появление необычных пристрастий и занятий (например, вязание или вышив­ка, рисование и музицирование и т.д.), появление необычных мечта­ний и сновидений, а также изменение отношения к окружающим и собственному телу.

В течение первых 20 недель беременности женщины отличаются ра­нимостью. У них появляются необыкновенная чувствительность и слезливость, повышенная обидчивость и капризность, сопровождаю­щиеся огромной потребностью в добросердечном отношении и вни­мании. Кроме этого, беременные обычно отличаются повышенной внушаемостью и реже оказываются полностью закрыты и невнима­тельны к каким бы то ни было предостережениям. В импульсивности настроений женщин во время беременности проявляется включение бессознательных механизмов, регулирующих этот процесс. Такая по­движность психоэмоциональной сферы беременной диктуется по­требностью в более чутком поведении с ее стороны по отношению к внешнему миру, что в какой-то степени служит гарантией безопасно­сти будущего ребенка. Рассмотрим несколько подробнее некоторые явления беременности.

Обоняние

В первые 5 месяцев беременности у женщины может появиться не­адекватная реакция на запахи, как на сильные, так и на слабые. Сла­бые запахи могут восприниматься во много раз острее, чем это было до беременности. Иногда запах, кажущийся окружающим незамет­ным, вызывает у беременной ощущение, что он не дает ей дышать. И сильные, и слабые запахи могут явиться причиной острого диском­форта, рвоты, головной боли и ухудшения общего самочувствия.

Вкусовые ощущения

Вместе с изменением восприятия запахов у беременных часто возни­кает изменение вкусовых ощущений. Они начинают воспринимать вкусовые качества продуктов не так, как обычно. Изменяется воспри­ятие специфических вкусов, например, вкус имбиря вместо симпа­тии начинает вызывать негативные эмоции или становится индиф­ферентным. Сладкое, соленое, горькое и кислое, как правило, воспринимаются беременными так же, как обычно, но может изменить­ся их интенсивность либо в сторону усиления, либо в сторону ослаб­ления. Например, очень соленое может казаться слегка подсоленным, а слабокислое вызывать ощущение оскомины.

Пищевые желания

Изменение вкусовых ощущений во время беременности тесно связа­но с изменением пищевых потребностей женщин. У беременных до­вольно часто возникают необычайно острые пищевые желания. От­каз в реализации такого желания может стать причиной плохого са­мочувствия женщины, привести к возникновению у нее тошноты, рвоты, и даже стать причиной подъема температуры. Однако все эти симптомы бесследно исчезают, как только острое пищевое желание бывает удовлетворено. Во время беременности наблюдаются повы­шенные желания кушать кислое, очень соленое или сладкое. Возни­кают также желания съесть какие-либо экзотические продукты, на­пример крахмал, мел.

Обостренные пищевые желания беременной — это не фантазии, а важный сигнал организма о нехватке тех или иных веществ, необхо­димых для нормального развития беременности и формирования плода.

Слуховые ощущения

Довольно часто у беременных возникает обостренная реакция на звуки. Особенно остро воспринимаются громкие звуки, шумы, чет­кий однообразный ритм. В отдельных случаях женщина может реа­гировать на них очень болезненно, вплоть до тошноты, рвоты и го­ловокружения. Возможно, такая реакция связана с безусловно вред­ным воздействием громких шумов и звуков на плод. Помимо общей обостренной реакции на звуки у беременных иногда наблюдается избирательная реакция на конкретную музыкальную мелодию или композицию, голос или речь (английскую, француз­скую и т.п.). Например, какая-либо мелодия становится особенно лю­бимой, а мелодика английской речи вызывает негативные эмоции.

Восприятие цветов

Нередко беременные выказывают исключительную привередли­вость к цветовой гамме. Как правило, женщина выделяет 1—2 цвета, которые вызывают у нее преувеличенную симпатию или антипатию. При ярко выраженной антипатии к какому-либо определенному цвету у беременной может появляться дурнота, тошнота, сопровож­дающаяся позывами к рвоте, нескрываемое раздражение и желание выбежать из помещения, где имеется неприятный цвет. Чаще всего неприязнь возникает по отношению к теплым насыщенным и ярким цветам: красному, желтому, оранжевому, розовому. Вызывают анти­патию также грязно-синий, грязно-зеленый, черный, коричневый

цвета. Гораздо реже она проявляется по отношению к холодным цветам: зеленому, голубому, синему, фиолетовому. Обычно для бере­менных являются нейтральными бежевые, кремовые, белые и другие пастельные тона.

Помимо раздражения, беременные, напротив, могут проявлять нео­быкновенную симпатию к какому-либо цвету. Например, женщина может неожиданно начать проявлять интерес к лимонному цвету. Эта привязанность может выражаться в длительном рассматривании ве­щей и предметов, окрашенных в этот цвет, стремлении носить одеж­ду такого цвета, наклеить обои такого цвета и т.д. Это явление может быть следствием объективного воздействия цвета на организм человека и, в данном случае, беременной. Воздействие больших площадей, окрашенных в яркие теплые цвета, приводит к повышению кровяного давления и учащению сердцебиения и дыха­ния, а значит, и к изменению самочувствия беременной в сторону улучшения или в сторону ухудшения в зависимости от ее исходного состояния.

§

Во второй половине беременности многие женщины рассказывают, что у них установился мысленный контакт с внутриутробным мла­денцем. По мнению женщин, этот контакт выражается в реакции плода на их эмоциональное состояние и мысленные реплики, обра­щенные к нему. Например, некоторые женщины отмечают, что ребе­нок прекращает бурные шевеления, когда в моменты усталости они просят его успокоиться, чтобы получить возможность отдохнуть. Многие беременные замечают, что плод реагирует на музыкальные произведения, которые они слушают, громкие звуки и поведение му­жа. Например, если муж накладывает руки на живот беременной, же­лая послушать биения плода, его шевеления чаще всего прекращают­ся. Причем это повторяется от раза к разу, и мужу так и не удается оказаться свидетелем столь замечательного явления. Кроме этого, многие будущие мамы считают, что у них существует постоянный мысленный контакт с малышом, который трудно опи­сать. Иногда он выражается в форме диалога или обмена мыслями. Некоторые женщины говорят, что младенец отвечает на их вопро­сы (в частности, сообщает дату и характер родов, говорит, кто он: мальчик или девочка, и т.д.), а также предсказывает события и влия­ет на них. Некоторые родители считают, что малыш выполняет их просьбы.

Творческий подъем

Довольно часто во второй половине беременности у женщин творчес­ких профессий наблюдается необыкновенный подъем. Вопреки ожида­ниям окружающих они не оставляют свою карьеру художницы, музы­канта или писательницы, а создают свои лучшие произведения и ока­зываются в пике своего творчества. Иногда случается так, что во время беременности женщина испытывает необычайный творческий подъем в том направлении, в котором она не является профессионалом, и ока­зывается способной создать подлинное произведение искусства, на­пример, написать или вышить картину, создать песню, написать стихи.

Сновидения

Во второй половине беременности, обычно после 28 недель, женщи­ны часто видят во сне свои роды или уже родившегося ребенка. Им часто снится общение с ним и какие-то заботы, с ним связанные. На­иболее частым является сновидение, в котором женщина видит свои роды. Причем, как правило, роды видятся безболезненными и проте­кающими при каких-либо странных обстоятельствах. Например, ро­ды на телеге, роды в лесу, в каком-то большом многолюдном доме и т.д. Довольно часто в подобных снах собственная беременность ви­дится в каком-либо новом необычайном ракурсе. Например, женщи­на может видеть себя с прозрачным животом, в котором плавает ре­бенок, и они общаются с ним через стенку живота. Кроме описанных сновидений беременные часто рассказывают, что им снятся сны, в точности описывающие события следующего дня или события, происходящие через несколько дней. Как правило, та­кие сновидения не носят яркий эмоциональный характер, а являют­ся вполне обыденными и спокойными.

§

Многие исследователи, а также практикующие психиатры и психоло­ги сталкиваются с фактами, доказывающими существование в памяти человека воспоминаний о внутриутробном периоде жизни и биоло­гическом рождении. Во многих странах мира ученые разных специ­альностей, в основном акушеры, психиатры и психологи, пытаются собрать факты, объясняющие этот феномен, и проникнуть в тайны психической жизни плода.

Пытаясь установить «контакт» с плодом, исследователи изучали его двигательные реакции и сердцебиение. При помощи анализа сердце­биений удалось определить динамику суточного ритма плода и его реакции на звуки. Были определены и другие сенсорные способности плода, например его способность различать вкусы, реагировать на раздражения кожного покрова. Таким образом в последние годы уче­ные выявили ряд фактических данных о психической деятельности плода, хотя такие открытия были известны еще в древности. Напри­мер, в Древнем Египте, Греции, Китае, Индии, на Руси считалось, что у плода человека зачатки психики имеются с первых дней беремен­ности.

Современные открытия в области психологии внутриутробного пло­да позволили исследователям ряда ведущих стран мира еще в семи­десятые годы объединиться в «Национальные ассоциации пренатального воспитания» (пренаталъным называют период от зачатия до рождения). Главной целью этих общественных организаций являет­ся предоставление подходящих условий и средств, обеспечивающих формирование и развитие человека. Эта идея получила определен­ный общественный резонанс и позволила выделиться отдельной об­ласти науки «антенатальной психологии».Антенатальным на­зывают период жизни внутриутробного плода от зачатия до момен­та родов.

ПОДРОБНЕЕ:  30 неделя беременности: это сколько месяцев, что происходит, как выглядит

Таким образом, антенатальная психология изучает развитие головного мозга, сенсорной чувствительности, процессы вос­приятия, памяти и другие психические явления в этот пери­од жизни ребенка.

Память клеток

В основе памяти плода лежит клеточная память биологического ор­ганизма. Это явление было открыто и описано на основе фундамен­тальных исследований, посвященных волновому геному. Эти иссле­дования начали АГ. Гурвич и АА. Любищев, а в настоящее время их развивают Дзян-Каньджень и школа академика Казначеева. Механизм клеточной памяти довольно подробно описан в монографии П.П. Га-ряева «Волновой геном» [М., 1994].

Явление клеточной памяти заключается в том, что клетки сохраня­ют память о событиях, происходящих с организмом. Основным но­сителем памяти в живой клетке является генетический материал, со­держащийся в ядре, а именно молекула ДНК. Любая информация, ре­гулярно повторяющаяся или важная для организма, сохраняется клеткой довольно долго (в эксперименте от 1 до 3 месяцев), но если воздействие было длительным и охватило не одну, а сотни клеток, то эта память сохраняется на годы. Эмбриональные клетки отличаются от зрелых клеток взрослого организма необычайно большой емкос­тью памяти, что позволяет им фиксировать и сохранять на неопре­деленно длительное время информацию обо всех дошедших до них событиях. Одним из доказательств существования соборной памяти клеток яв­ляются исследования известного американского психиатра Стани­слава Грофа, где он рассматривает значение физических травм и пе­реживаний, связанных с опасной для жизни ситуацией, болезнью, операцией, ситуацией утопания и пр., в жизни индивидуума и их зна­чение в развитии различных психопатологий. Согласно его исследо­ваниям, «остаточные эмоции и телесные ощущения, возникшие при угрозе жизни или целостности организма, играют значительную роль в развитии самых разных форм психопатологии», поскольку па­мять о них остается на клеточном уровне и влияет на развитие и жиз­недеятельность организма. К счастью, в памяти клеток сохраняются не только отрицательные, но и положительные воздействия. Зная об этом, можно понять, почему так важно, чтобы запись в эмбриональ­ных клетках была наиболее благоприятной. Явление клеточной памяти объясняет возможность сохране­ния воспоминаний о самом раннем периоде эмбрионального развития человека, начиная с момента оплодотворения.

Активность плода

Представление о способности развивающегося организма к сложной деятельности можно получить при изучении его функциональной активности. Активность внутриутробного плода может выра­жаться в таких процессах, как работа сердца, двигательная ак­тивность, ритм сна и бодрствования.

Работа сердца

Первым цикличным движением зародыша человека является сокра­щение сердца, которое появляется на 3-й неделе (18—23-й день) вну­триутробного развития, при этом до 5-й недели беременности тело эмбриона остается неподвижным. Сердце представляет собой струк­туру, которая первой начинает работать в качестве ритмически со­кращающегося органа.

§

Плод имеет собственный ритм суточной активности. Периоды его активности сменяются периодами сна, достигающими в общей слож­ности 16—20 часов. Электроэнцефалограмма мозга плода позволила установить, что его сон имеет две фазы, характерные для сна взрос­лого человека, — это фазы быстрого и медленного сна. Интересно, что на долю быстрого сна у плода приходится 50 и более процентов времени, в то время как у взрослого человека — всего 20%. Плод спит большую часть суток. Его активность тесно взаимосвяза­на с фазами Луны. У здорового плода двигательная активность обыч­но повышается в вечерние часы, особенно между 21.00 и часом ночи. Интересно, что эту ритмичность сна и бодрствования он со­храняет еще некоторое время после рождения. Чтобы определить, насколько долго сохраняются внутриутробные ритмы «сон-актив­ность», исследователи предложили беременным вести дневник су­точной активности плода. Матери, которые во время беременности вели такой дневник, отмечали, что им было легко приспособиться к ребенку после его появления на свет, потому что они знали, когда малыш будет спать, а когда бодрствовать. Это позволило им более точно распределять свое время и дало значительные бытовые пре­имущества.

Развитие органов чувств и формирование сенсорного опыта плода

При благополучной беременности внутриматочное существование плода можно смело назвать периодом безмятежной жизни. Ощуще­ния плода можно охарактеризовать как полную удовлетворенность, безопасность и комфорт, отсутствие границ и препятствий. С треть­его месяца внутриутробного развития начинают функционировать анализаторы плода. К моменту рождения плод обладает полноцен­ным слухом, зрением, развитыми вкусовыми ощущениями, очень чувствительным обонянием и острой тактильной чувствительнос­тью. Сенсорный опыт плода, складывающийся у него благода­ря работе анализаторов, способствует его адаптации к новой среде существования уже после рождения.

Слух

Сегодня точно не известно, с какого срока плод способен восприни­мать звуки. По данным французских исследователей, первыми «слухо­выми» ощущениями плода являются вибрационные. В этот период он воспринимает все акустические колебания как вибрацию, которые со­здают у него картину пульсирующего мира. До 16 недель внутриутроб­ного развития у плода формируется внутреннее ухо (орган слуха), ко­торое начинает функционировать примерно с 20 недель. С этого вре­мени доходящие до него звуковые волны постепенно начинают вызы­вать именно слуховые ощущения. Иными словами можно сказать, что окружающий мир, воспринимаемый плодом как вселенская пульсация, постепенно начинает распадаться на отдельные звуки. Первыми из них выделяются внутренние шумы, создаваемые материнским орга­низмом: стук сердца, голос, шум легких, перистальтика кишечника, ра­бота желудка. Ведущими среди них по уровню громкости являются стук сердца и голос матери. Это было установлено с помощью мини-микрофона, который вводили в полость матки во время родов.

§

В настоящее время считается доказанной способность новорожден­ного узнавать голос матери, который он слышал, находясь еще внут­риутробно. Два американских ученых провели впечатляющий экспе­римент с группой беременных женщин, которые за 6 недель до пред­полагаемых родов дважды в день читали вслух стихотворение «Кот в шляпе», причем суммарное время такой декламации составило по­рядка 5 часов. Родившимся у этих женщин детям на третий день жиз­ни надевались наушники и давалась соска-датчик, соединенная с ус­тройством, которое переключало звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Производя сосательные движе­ния с разной частотой, дети могли либо слушать голос матери, либо другой женщины, читающей «Кота в шляпе». Дети предпочитали со­сать с той частотой, которая позволяла им слушать рассказ, прочи­танный голосом матери. А когда младенцы могли выбирать между данным рассказом и другим, также прочитанным матерью, они выби­рали тот, который слушали последние месяцы беременности — «Кот в шляпе». Из этого экспериментаторы сделали вывод, что ребенок уз­нает голос матери еще в утробе и может дифференцировать разные рассказы, возможно благодаря их различным ритмам. Таким обра­зом, можно предположить, что у плодов уже функционирует слухо­вая память.

На шестом-седьмом месяцах внутриутробной жизни плод не только слышит, но и хорошо дифференцирует внутренние звуки. Более то­го, для него далеко не безразлично, взволнованно или спокойно бьется сердце матери, грустно или весело звучит ее голос, ровно или прерывисто, с напряжением дышат ее легкие. Если мать волнуется, у нее встревоженно бьется сердце, сбивается ритм дыхания, то малыш притихает, замирает, будто бы в предчувствии опасности. И действи­тельно, через некоторое время эта опасность становится вполне реальной — до плода доходят гормоны, соответствующие отрица­тельным эмоциям матери, которые вызывают ухудшение его самочув­ствия. Эта связь — характер звука и соответствующее ему эмоциональ­ное и физиологическое состояние — закрепляется и остается в его памяти. С этого же времени становится возможным зафиксировать реакцию плода на внешнее звуковое воздействие: в ответ на резкие звуки малыш пугливо сжимается или начинает вести себя беспокойно. Таким образам, с этого момента мы можем говорить не только о способности плода дифференцировать внутренние звуки и о его умении отличать их от внешних шумов, но и о его эмоциональном восприятии звуков и о формировании соответствующего опыта.

§

Начиная с 32-й недели плод реагирует на музыкальные тоны, прони­кающие в матку, если они по своей силе превосходят ее основной шум. С помощью микрофона удалось установить, что музыкальные тоны определяются в матке с определенной степенью затухания, пропорционально их частоте. Ритм и тембр различных инструмен­тов, баланс высоких и низких звуков существенно не изменяется. Ре­акция плода на музыкальные звуки выражается в учащении сердцебиения, иногда в изменении его двигательной активности. В моменты спокойного состояния плод на музыку не реагирует. Помимо проникновения к плоду звуков музыки через брюшную стенку, имеет большое значение канал костной проводимости звука и эмоциональный ответ матери на конкретное музыкальное произ­ведение. Исследователям удалось установить, что плод по-разному реагирует на отрицательные или положительные акустические по­вторения. При этом большое значение имела эмоциональность вос­приятия музыки матерью.

Однако существует ряд музыкальных жанров, оказывающих на плод объективное воздействие, не зависящее от эмоций матери. Напри­мер, плод «предпочитает» слушать музыку классиков, народные пес­ни, старинные романсы и оперные арии и не приемлет какофонии грохочущей эстрадной рок-музыки и музыки подобных направле­ний. Как правило, негативные реакции вызывает у плода эстрадная музыка, характеризующаяся четким, однообразным ритмом, боль­шой громкостью и низкочастотными колебаниями (вибро-акусти-ческое воздействие). «Было замечено, что будущие мамы часто вы­нуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых от бурного движения плода», — пишет Андрэ Бертин, президент Французской национальной ассоциации пренатального воспитания, о посещении беременными рок-концер­тов. В одной из статей о внутриутробном развитии младенца А.И. Брусиловский приводит подобный случай. «Одна из моих паци­енток рассказывала, что пятимесячный плод буквально «заставил» ее уйти из зала дискотеки. Он так сильно вертелся и так настойчиво толкал ее в живот, что женщина поняла: ребенку плохо в шумном и душном зале», — пишет профессор А.И. Брусиловский в статье о вну­триутробном развитии младенца.

На 32—33-й неделе развития плод начинает избирательно реагиро­вать на предлагаемую ему музыкальную программу: Бетховен и Брамс его волнуют, действуют на него возбуждающе; музыка Моцарта, Ви­вальди и других старинных композиторов успокаивает; музыка Баха и Перголезе заставляет его замирать «в возвышенном порыве»; Шо­пен настраивает на тихий «романтический» лад. Помимо избиратель­ной реакции на различные музыкальные произведения плод спосо­бен к запоминанию и узнаванию музыки, которое возникает под вли­янием повторяющихся эпизодов музыкальных контекстов. В этой связи интересный случай приводит профессор А.И. Брусиловский: «Моя знакомая — музыкальный работник — рассказывала.- когда она была беременна, то обратила внимание на то, что плод узнает мело­дии. Одна музыкальная тема ему особенно нравилась, и он начинал активно двигаться. Определенный ритм движений плода повторялся каждый раз, когда звучала эта музыка».

Приведем несколько замечательных строк из лекций Андре Бертин, опубликованных в России в 1992 году, о восприятии музыкальных звуков будущим ребенком: «Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевиде­нию американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Знакомясь с определенными произведени­ями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как перевора­чивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого яв­ления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в про­шлом была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые програм­мы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной… Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слу­шавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инст­рументе во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно — к музыке он будет восприимчив. Кроме возможного формирования определенных способностей, мать безусловно привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь».

§

Глаз плода практически сформирован уже к 10 неделям развития, а к пяти месяцам он проходит этапы своего окончательного формиро­вания. Хотя с 20-й недели плод уже может видеть, считается, что зри­тельное восприятие включается только после рождения, когда ребе­нок попадает под непосредственное влияние света. Действительно, находясь в материнском чреве, окруженный околоплодными водами, видеть в обычном понимании этого слова плод не может. Он практи­чески изолирован от воздействия света и находится в замкнутом пространстве матки, как в «темной комнате». При направленном ос­вещении живота матери сильной лампой плод видит только слабый оранжеватый или красноватый свет.

Однако есть свидетельства, которые говорят, что плод способен вос­принимать и запоминать зрительные образы, связанные с сильными эмоциональными переживаниями матери. Эту возможность он при­обретает примерно с 50-го дня внутриутробной жизни (когда у ре­бенка начинают фиксировать мозговые импульсы и его глаз уже про­шел этапы своего первичного формирования). Доказательства такой возможности были получены С. Грофом и другими исследователями на лечебных сеансах, когда пациенты, погруженные в воспоминания о внутриутробном периоде жизни, вспоминали картины, которые ви­дела их мать во время беременности и которые вызывали у нее силь­ные эмоциональные всплески. Основы такого парадоксального зри­тельного восприятия плода заложены в удивительных свойствах сет­чатки глаза. Она способна не только воспринимать внешние сигналы, транслируя зрительные образы в головной мозг, но и вос­производить образы, возникающие в мозге. Благодаря именно этим свойствам сетчатки глаза мы можем воспроизводить в памяти уже ви­денные нами образы, мечтать, видеть сны. Интересно, что различные яркие или длительные эмоциональные переживания матери во время беременности, не связанные со зри­тельными впечатлениями, пациенты тоже воспринимали как виде­ния, ассоциативно отражающие положительную или отрицательную направленность этих переживаний. Так, сильный испуг или депрес­сия матери могли ассоциироваться с нападением хищных птиц или страшных пастей, стремящихся съесть беспомощного младенца, а состояние радости и спокойствия матери, как правило, ассоциировалось с пребыванием в райских садах, картинами неземной красоты, полетом ангелов и подобных им прекрасных существ.

ПОДРОБНЕЕ:  33 неделя беременности: что надо знать, что происходит с малышом и мамой на 33 неделе беременности | Развитие плода

Значение созерцания матери для формирования плода Исторические свидетельства и случаи из практики. Каждая будущая мать хочет родить самого красивого и самого умного малыша. Убеждение, что беременная может выносить красивого ребенка, если будет всматри­ваться в красивые лица и будет постоянно находиться в окружении красивых вещей, построек или дивных красот природы, дошло до нас из глубокой древности. В то же время в старину уверяли, что бе­ременной женщине «обязательно нужно отстранять от себя все не­приятности, предметы неприятного вида, зверей, безобразных лю­дей, потому что она могла родить ребенка, лицо или образ которого могло иметь большое сходство с тем животным или уродом, которо­го она часто видела или которого испугалась». Верование, что находящийся в утробе младенец может полностью перенять черты того или иного образа, под влиянием которого нахо­дилась его мать во время беременности, было всеобщим. Оно имело широчайшее распространение в Древней Греции и Риме, в Европе, на Руси, в Китае и т.д. Известный отечественный этнограф XIX века М. Забылин приводит по этому поводу следующие исторические сви­детельства: «Такое убеждение было всеобщим даже во времена уче­ных Плиния и Галена…

«Я знал, — говорит Гален, — одного некрасивого мужчину, горбатого и довольно похожего на Эзопа. Боясь быть родоначальником такого же уродливого потомства, он приказал написать красивого, хорошо сложенного мальчика и такую картину повесил в углублении крова­ти так, чтобы жена в известных случаях могла иметь его перед глаза­ми. Ожидания супруга увенчались полным успехом: жена родила кра­сивого мальчика, совершенно похожего на портрет… …В гельветических хрониках Семпта рассказывается, что одна зна­менитая римлянка, находившаяся в тесных связях с папою Марти­ном IV, будто бы родила сына, мохнатого, как волчонок, и с когтями, как у хищного зверя. Объясняется это будто бы тем, что у папы бы­ло много картин, изображавших различных животных; эти картины и послужили к рождению мохнатого сына. После этого случая папа приказал снять их, боясь, чтобы прекрасная римлянка не произвела целое поколение мохнатых».

Помимо записей этнографов существуют аналогичные случаи из со­временности. Встречается довольно много случаев, когда новорож­денный ребенок во многом повторяет черты излюбленного портре­та, в который всматривалась его мать во время беременности. В ста­тье «Как родить красивого ребенка», опубликованной в журнале «Наш малыш» за 1997 год, был описан следующий случай: «Это было в 80-х годах. Одинокая женщина, по профессии искусство­вед, полностью разуверившись в возможности выйти замуж, решила в свои 32 года родить ребенка сама. Она обладала весьма непривле­кательной внешностью: была смуглой, низкорослой, широкоскулой и обладала далеко не изящной фигурой. Всю жизнь она сидела в музей­ных хранилищах и библиотеках, занимаясь итальянской портретной живописью XV—XIX веков, а тут вдруг решила на некоторое время их покинуть, чтобы решить свою жизненно важную проблему. И, пред­ставьте себе, решила! Правда отец тоже красавцем не был — такой же низкорослый и несимпатичный. И вот, когда стало понятно, что бе­ременность состоялась, наша героиня благополучно вернулась к сво­им любимым портретам, на которых были изображены изящные и стройные женщины, с длинными тонкими пальцами, большими гла­зами и правильными чертами лица. Беременность протекала спокой­но, роды прошли благополучно, и родилась девочка — чудо-ребенок, точь-в-точь с портрета. Это дитя действительно получилось, как го­ворится, «ни в мать, ни в отца», а в любимые портреты мамы. Девоч­ке сейчас 15 лет, и она всех поражает своей классической красотой, изяществом и кожей изумительной белизны». Современная наука дает объяснение подобным феноменам. Представ­ление о механизмах воздействия зрительных ощущений матери на развитие внутриутробного плода дает волновая генетика и биофизика.

Что создает пространственные формы живых организмов. О существовании генов и хромосом мы знаем еще из школы. Формулировка учебника гласит: «Ген — это биологическая единица, кодирующая последова­тельности аминокислот, образующих белковые молекулы». (Вдумай­тесь в ее содержание!) Но если ген несет информацию только о со­ставе белковых молекул, то совокупность генов может породить лишь совокупность белков или, в лучшем случае, колонию вирусов, которые не являются целостным организмом [П.П. Горяев, 1994]. Это означает, что такая самоорганизация не может привести к сборке ни единичных клеток, ни тем более многоклеточных организмов. Но, тем не менее, все биологические организмы имеют вполне конкрет­ные пространственные формы. Каким же образом происходит фор­мообразование живых существ?

Первыми заинтересовались этой проблемой эмбриологи, понимав­шие, что при воплощении пространственной структуры любого живого организма только генов недостаточно. Чтобы объяснить формообразование у биологических существ, они разработали кон­цепцию эмбрионального морфогенетического поля. Ее первые раз­работки были сделаны АХ. Гурвичем и Н.К. Кольцовым, а их книга, посвященная этим проблемам, вышла еще в 1944 г. Согласно этой концепции, вокруг эмбриона и плода присутствует особое поле, со­держащее в себе информацию о пространственной форме организ­ма. Именно оно из стремительно размножающейся клеточной массы «лепит» органы и организм в целом. Морфогенетическое поле прису­ще каждой клетке, а в многоклеточном организме поля клеток накла­дываются друг на друга и образуют его общее поле.

В качестве примеров, иллюстрирующих формообразующее дейст­вие морфогенетических полей, можно привести возможности жи­вых существ восстанавливать первоначальные формы при травмах или при утрате конечностей. Вспомним всем известную ящерицу, отбрасывающую в момент опасности свой хвост, после чего у нее благополучно отрастает новый, такой же, как и прежний. И эти слу­чаи в природе нередки: краб отращивает новую клешню при утрате старой, змея восстанавливает утраченный хвост и т.д. Такое восста­новление тканей и целых органов возможно не только для низших классов животных и пресмыкающихся. Серия лабораторных иссле­дований на крысах и мышах показала, что после травм у этих живот­ных возможно полное восстановление конечностей (хвост, фаланга пальца), если раневую поверхность все время поддерживать в неза­живающем состоянии, убирая сухие корки и постоянно раздражая. На месте травмы клетки усиленно делятся, разрастаются и, благода­ря морфогенетическому полю, формируют конечность в ее перво­начальной форме.

Современные исследования Гаряева, Казначеева, Шелдрейка и других ученых позволили установить, что биологическое поле представляет собой чрезвычайно сложную волновую структуру, состоящую из элек­тромагнитных и акустических волн различной частоты и длины. Но­сителем морфогенетического поля клетки, в том числе и половой, яв­ляется ДНК, т.е. наследственный аппарат. Следовательно, можно гово­рить о передаче наследственной информации не только химичес­ким, но и волновым путем. При оплодотворении создается новый на­бор хромосом (новая молекула ДНК), а следовательно, новая едини­ца наследственности и новая информационная волновая структу­ра — эмбриональное морфогенетическое поле. Проведенные исследования доказали также, что эмбриональные клетки чрезвычайно чувствительны к полевым воздействиям. Более того, в их морфогенетическом поле записывается вся поступающая извне волновая информация, преобразованная полем матери. При­чем эта информация сохраняется в организме на десятки лет и дей­ствует как наследственная, а эмбриональными свойствами клетки ре­бенка обладают в течение всего внутриутробного периода. Это означает, что для младенца, развивающегося в утробе матери, чрезвычайно важно, какого рода поля на него воздействуют. Пре­красной иллюстрацией этого вывода являются знаменитые опыты доктора Кянь-Дженя, который облучал развивающегося в яйце цып­ленка биополем утки и в результате получил куроутку. У этого суще­ства (генетического цыпленка) был широкий клюв и перепонки на лапах, как у утки. Замечательный ученый провел много опытов, по­добных этому, с растениями и животными и получил потрясающие результаты. Его исследования доказали, что исходный генетический материал можно преобразовывать, воздействуя биополями на разви­вающийся организм до его появления на свет.

Подтверждая высокую вероятность воздействия зрительных образов, которые лицезреет беременная женщина, на формирование тела и в особенности лицевого черепа будущего младенца, нужно сказать о следующем. Лицо человека претерпевает изменения в течение всей его жизни. Особенно пластичными черты лица бывают в период вну­триутробной жизни и в подростковом возрасте. Было подмечено, что в период «бурного» формирования лиц подростков, в случае, если они увлечены каким-либо идеалом, лица мальчиков и девочек приоб­ретают черты заметного сходства со своими кумирами. Кроме того, стоит вспомнить всем известное жизненное наблюдение супруги, долгое время прожившие вместе, внешне становятся похожими друг на друга.

Всеобъемлющий закон гармонии. Мы коснулись святая святых — возможности вли­яния на генетический потенциал будущего ребенка. Традиция ут­верждает: смотри на красивое и избегай уродливого. Но ведь понятие «красивое» очень относительно — у людей вкусы бывают совершен­но разными. Что же выбрать в качестве критерия оценки красоты, чтобы положительно повлиять на потенциал будущего младенца, а не навредить ему (ведь получить именно положительный результат вовсе не обязательно). К счастью, критерий красоты, абсолютный и безошибочный, существует.

Каждому человеку неоднократно приходилось любоваться творения­ми природы: прекрасным цветком, бабочкой, грациозным оленем, могучим дубом, сталактитами в пещере, видом горных вершин, звезд­ным небом. Природная красота — это высшая степень целесообраз­ности: ничего нельзя убрать, не нарушив целостность, и ничего нель­зя прибавить — оно будет лишним. Весь окружающий нас материаль­ный мир пронизывает удивительная гармония, выражением которой являются принципы симметрии и «золотого сечения». Золотое сечение давно привлекало к себе внимание лучших мысли­телей и художников. Этот интерес вызван тем, что все объекты (как природные, так и рукотворные), в формах которых присутствует зо­лотая пропорция, приятны для глаз, они всегда вызывают ощущение красоты, соразмеренности и гармонии. (Поясним, что принцип зо­лотого сечения состоит в особом делении отрезка, при котором от­ношение большей части к меньшей выражается числом Ф = 1,618.) Принцип золотого сечения известен с древних времен. Древние счи­тали эту пропорцию особой, гармонической, божественной. И это не случайно. Закономерности золотой симметрии проявляются в стро­ении галактик и планетарных систем, в структуре звезд, планет и ми­нералов. Они отражены в мире элементарных частиц и в молекуляр­ном строении химических соединений. Этими закономерностями пронизана вся Вселенная, в которой мы живем. Появлению на нашей планете биологического мира предшествовало формирование неживой материи. Все живые существа появились в уже сформированной среде, которая в свою очередь отражала свойства Вселенной и была подчинена законам гармонии. Следовательно, биологический мир не мог не отразить в себе свойства среды, в ко­торой он возник. И действительно, строение молекулы ДНК подчине­но принципам золотого сечения. Эти же принципы отражены и в ее полевой структуре. А если наследственный аппарат всех живых су­ществ отражает эти закономерности, значит, и их пространственные формы тоже должны им подчиняться. В растительном и животном мире мы постоянно видим симметрию по вертикали (в направлении роста и движения) и отношение частей в пропорции золотого сече­ния по горизонтали. Эти закономерности прослеживаются не только в целостном строении тел живых существ, но и в строении их отдель­ных органов, а также в биоритмах, работе мозга и легких, в сердеч­ных ритмах, т.е. в работе всех функциональных систем организма. Таким образом, для гармонизации развития внутриутробно­го младенца необходимо, чтобы беременную женщину окру­жали только те предметы, картины природы, сооружения и т.п., которые отражают в себе законы гармонии Вселенной.В урбанистическом мире, к сожалению, невозможно сделать всего, что необходимо для красоты и здоровья наших собственных де­тей. Тем не менее путь к спасению есть — это творения высокого искусства.

Под сенью творений искусства. Изначальный наследственный потенциал будуще­го ребенка можно улучшить, если поместить беременную женщину в «поле прекрасного». И таким мощным излучателем волн гармонии и красоты являются произведения искусства и памятники культуры. Закономерности гармонии природы, однажды подмеченные челове­ком, не могли не использоваться им в своем творчестве. В соответст­вии с природной гармонией древние философы видели единение с божественным. Секрет золотого сечения был известен в далекой древности: египетские храмы и пирамиды, древнегреческие храмы и статуи — это результат практического применения зодчими и худож­никами золотой пропорции. Ее использовали в своем творчестве Ле­онардо да Винчи, Рафаэль и многие другие. С ней хорошо был зна­ком великий мастер Антонио Страдивари, который использовал это соотношение в изготовлении своих знаменитых скрипок. Но все же наиболее широкое применение золотое сечение нашло в великих творениях архитектуры и живописи.

В силе воздействия творений искусства играет роль не только жи­вость пропорций. Мы упоминали о том, что наиболее эффективное воздействие на эмбрион и плод оказывают поля живых существ. По­мимо стройности и гармонии форм культурные ценности представ­ляют собой специфическую материю, сочетающую в себе свойства живого и неживого мира. Создавая свои произведения, мастера про­шлых столетий использовали материалы органического происхож­дения. Например, многие постройки и мебель делали из дерева, в со­став раствора для кладки зданий входили белки куриных яиц, в состав красок входили растительные масла, для набивки ткани исполь­зовали красители растительного происхождения, картины писали на холсте (отсюда и пришло выражение «полотна великих мастеров»), иконы — на деревянной доске и т.д. Благодаря составляющей органи­ческого происхождения памятники культуры можно рассматривать как материю, обладающую свойствами биологического существа, или, как ее охарактеризовал Вернадский, материю «биогенной при­роды».

Материя такого рода обнаруживает удивительные свойства. Входя­щие в ее состав полимеры биологического происхождения обладают долговременной молекулярной информационной памятью, которая сохраняется на протяжении десятков и даже сотен лет. А золотая сим­метрия организует ее пространственные формы, делая произведения искусства и культурные ценности похожими на живые существа. Та­ким образом, органическая материя, облеченная в новые формы, одухотворенные гармонией золотого сечения, получала новую жизнь. Сегодня с помощью новейших сверхчувствительных прибо­ров было установлено, что многие заброшенные исторические па­мятники и древние строения обладают мощным информационным излучением, которое фиксируется даже тогда, когда от них сохрани­лись лишь фрагменты. Именно поэтому памятники древней культуры поистине являются живыми хранителями духа времени, который был присущ исторической эпохе их зарождения. Великие творения культуры и искусства, благодаря присущим им свойствам живого организма, способны изменять химические и фи­зические свойства окружающего пространства, создавая как бы неви­димую ауру, способствующую нейтрализации внешних неблагопри­ятных факторов. Эта преобразованная область пространства модели­рует среду, обладающую оздоравливающими и гармонизирующими свойствами. Помимо этого в ней отражается эмоциональный мир и духовная мощь древнего творца. Именно в этой преобразованной и облагороженной части пространства с наиболее высокой интенсив­ностью происходит обмен волновыми и физическими взаимодейст­виями между биогенной материей и живыми организмами. Эмбрион и плод отличаются особой восприимчивостью к полевым воздействиям и не могут не реагировать на соседствующие с ними поля. Если беременную женщину поместить в гармонизированное живое папе произведений искусства, обладающее особой силой, то ее младенец будет развиваться под его влиянием (вспомним куро-утку). Особая среда памятников культуры позволит поддержать и развить в младенце все лучшие задатки, а возможно, и улучшить имеющиеся. Среда такого рода может также препятствовать развитию тех качеств ребенка, которые негармоничны и далеки от подлинной красоты. А из этого следует, что если беременная с первых месяцев расположится под сенью древнего замка, окунется в мир художественных ценностей или хотя бы ненадолго отправится бродить по развалинам древнего города, она окажет чрезвы­чайно благотворное влияние на будущего ребенка.

Хочешь быть здоровым — смотри на красивое. В древности беременным реко­мендовали смотреть на красивое по двум причинам. Во-первых, со­зерцание красивых вещей и лиц обещало рождение красивого мла­денца, а красота и здоровье считались понятиями, тесно связанными друг с другом. Поэтому рождение красивого ребенка всегда предпо­лагало наличие у него крепкого здоровья, поскольку принцип золо­того сечения отражается во всех функциях организма и строении его внутренних органов. Значит, обладатель гармоничного тела получал гарантии, что и все его внутренние органы и системы будут функци­онировать нормально.

ПОДРОБНЕЕ:  Проблемы при беременности: когда вызывать «скорую помощь»? - Беременность - BabyPlan

Во-вторых, за счет зрения мы получаем 90% информации о внешнем мире. Кроме того, оно играет не последнюю роль в передаче информа­ции от матери к плоду. Если при влиянии на внутриутробного младен­ца сочетать непосредственное полевое воздействие извне со зритель­ными ощущениями матери (воздействие изнутри), мы получим эффект в несколько раз больший. Именно поэтому традиция рекомендует бере­менным окружать себя красивыми вещами и видами и поддерживать | это влияние долгим и частым всматриванием в черты красивых лиц. Чтобы помочь ребенку сформироваться гармоничным и красивым, беременным рекомендуется выбрать несколько портретов хорошо 1 сложенных людей с красивыми лицами и развесить их в своей квар­тире или в доме в тех местах, где они проводят больше всего време­ни, чтобы иметь возможность постоянно обращаться к ним взглядом. Кроме этого, рекомендуется хотя бы один раз в день устраиваться по­удобнее в кресле или на диване и под прекрасную старинную музы­ку предаваться продолжительному созерцанию красивых лиц на пор­третах, пристально рассматривая и «перебирая» их черты взглядом. Для созерцания беременной лучше всего использовать картины больших размеров с изображением человека в полный рост, где вид­ны красота лица и тела. Но если такового не найдется, то вполне по­дойдет портрет, написанный до пояса. Самым главным является кра­сота и правильность черт изображенного лица. При отборе портре­тов для этой цели лучше всего ориентироваться на работы кисти КП. Брюллова, Рафаэля, Леонардо да Винчи. Стиль письма в реалис­тичной манере в сочетании с подлинным художественным даром этих авторов делает выбор портретов их кисти идеальным объектом для созерцания беременной женщиной. Помимо живописи для со­зерцания также подходит скульптура Древней Греции. Прекрасно, если беременная для созерцания может воспользоваться подлинником, но ничего страшного, если она воспользуется репро­дукцией, главное, чтобы картина была хорошего полиграфического качества и надлежащего содержания. Будущей маме следует рекомен­довать непосредственный контакт с художественными ценностями, т.е. предлагать ей посещение музеев и выставок. Подбирая портрет для созерцания, необходимо помнить, что для этой цели не подходят фотографии и портреты с размытым изобра­жением, нечеткими линиями и бликами. Не подходят также любые стилизации, условные изображения человеческих лиц, портретные варианты так называемого «авторского видения». Воспользовавшись этими рекомендациями, беременные, возмож­но, не улучшат генетически обусловленные внешние данные свое­го ребенка, но во всяком случае застрахуют его от всего, что могло бы ему повредить. «Чудо» может произойти в случае продолжи­тельного, а может быть, даже и постоянного пребывания в «поле прекрасного».

§

Кожная чувствительность плода появляется на третьем месяце внут­риутробного развития. Свидетельством этого является сжатие паль­цев в кулачок в ответ на раздражение кисти руки. Тактильные ощуще­ния и осязание плода тесным образом связаны с его общими теле­сными ощущениями и восприятием пространства. На самых ранних сроках беременности (до 16—20 недель), когда плод свободно плавает в околоплодных водах и почти не касается стенок матки, он может переживать «ощущение парения в простран­стве» и свое единство с окружающим его «безграничным» объемом. Постепенно, по мере роста, плоду становится в матке все более и бо­лее тесно. Наталкиваясь на ее стенки, он начинает понимать, что су­ществуют какие-то границы, но воспринимает эту перемену не как сужение окружающего пространства, а как свидетельство о форме собственного тела.

Примерно с 33—34-й недели значительно выросший плод занимает все внутриматочное пространство. Околоплодные воды уже не обес­печивают ему свободу движений, а лишь выполняют роль «смазки». Он соприкасается со всей поверхностью матки, буквально облекаясь в ее ткани. Поэтому он принимает характерную позу, обусловлен­ную формой матки, — свернувшись калачиком, тесно прижав подбо­родок к груди, скрестив на груди ручки и поджав ножки, согнутые в коленях. Однако вынужденное положение тела и ограниченность в движениях не являются для плода неудобством. Напротив, на по­следних месяцах беременности у него возникает привычка к огра­ниченному пространству и вынужденной позе, в которой он при­ближается к форме шара.

Благодаря осязанию и тактильным ощущениям плод получает пред­ставление о шарообразной форме своего тела, которая идентична форме матки. Таким образом, к концу беременности у внутриутроб­ного младенца складывается опыт, в соответствии с которым его те­ло имеет форму шара, а точнее, овоида (т.е. тело, имеющее яйцевид­ную форму), не имеющего ни рук, ни ног.

Вкус и обоняние

Начиная с седьмого месяца внутриутробного развития плод способен различать вкусы и некоторые запахи. Для иллюстрации этих способно­стей плода обратимся к лекциям Андре Бертин: «Вкус уже хорошо раз­вит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежеднев­но он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество употребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недо­вольства (!), являющейся следствием отрицательных вкусовых ощуще­ний. Околоплодная жидкость подвержена влиянию всего, что съедает и выпивает мать. Это способствует привыканию плода к вкусу той пищи, которую он будет употреблять после рождения и которая характерна для региона проживания его родителей».

Таким образом, существуют механизмы, позволяющие плоду познако­миться с семейной кухней еще задолго до своего рождения. Причем надо заметить, что в дальнейшем именно этой кухне он будет отдавать предпочтение перед всеми остальными. Поэтому питание беременной должно соответствовать ее национальным особенностям и географи­ческому месту проживания. Учитывая эти принципы, беременная смо­жет познакомить своего будущего ребенка со вкусовыми качествами различных продуктов питания и особенностями национальной кухни.

Симптомы в первом триместре беременности

С началом беременности у будущей мамы происходит перестройка гормонального фона, которая влечет за собой многие другие изменения в различных органах. Организм начинает реагировать на эмбрион. В итоге возникают некоторые симптомы.

Беременность у всех женщин протекает по-разному. Одни будущие мамы отлично себя чувствуют и полны энергии на протяжении всего первого триместра, состояние других оставляет желать лучшего.

Основные проявления и симптомы во время первого триместра беременности:

Небольшие выделения крови из влагалища в самом начале беременности возникают у 25% женщин. Обычно это признак того, что эмбрион успешно имплантировался в стенку матки. Тревожный симптом – когда вагинальное кровотечение обильное, сопровождается спазмами, болями в животе. Нужно срочно обратиться к врачу. Такие симптомы могут свидетельствовать о выкидыше или внематочной беременности.

Болезненность молочных желез – зачастую один из самых первых признаков беременности. Он возникает из-за гормонов, которые уже сейчас, в начале первого триместра, начинают готовить женскую грудь к кормлению малыша. Рекомендуется сразу купить бюстгальтер на размер больше, чем вы обычно носите, и отказаться от кружевного белья.

Запорыв первом триместре беременности начинают беспокоить из-за того, что в организме повышается уровень гормона прогестерона, который замедляет моторику – сокращение мышц в стенке кишечника, способствующее продвижению пищи.

Если при этом будущая мама принимает препараты железа, вероятность запоров и газов сильно повышается. Рекомендуется пить достаточное количество жидкости, есть больше продуктов с высоким содержанием клетчатки, поддерживать физическую активность. Если с запорами все равно не удается справиться, нужно обратиться к врачу. Он назначит мягкое слабительное средство.

Выделения из влагалища молочно-белого цвета называются лейкореей. Избавиться от дискомфорта помогают прокладки. Но не стоит использовать тампоны: с ними во влагалище можно занести инфекции, что во время беременности крайне нежелательно.

Повышенная утомляемость – вполне естественное явление. Несмотря на то, что будущий ребенок пока еще совсем крохотный, он очень быстро растет, и ему нужны питательные вещества, энергия. Материнский организм должен обеспечивать его потребности.

Изменение вкусовых предпочтений и «странные» пожелания по поводу еды. Согласно статистике, до 60% беременных женщин в первом триместре испытывают повышенную тягу к еде и около 50% — отвращение. Иногда будущая мама может захотеть, например, мороженого с соленой рыбой и какой-нибудь экзотической специей.

Нет ничего страшного в том, чтобы баловать себя вкусненьким, если сильно хочется. Главное, чтобы в целом рацион был здоровым и полноценным. Тяга к несъедобным предметам, таким, как мел, кирпичи, земля, – это однозначно не нормально. Такие необычные желания могут быть проявлением состояния, опасного для мамы и будущего ребенка. Нужно обратиться к врачу.

Частые мочеиспусканиябеспокоят из-за гормонов, задержки жидкости в организме. Хотя матка в первом триместре беременности относительно мала, она все сильнее давит на мочевой пузырь. Если вас часто тянет в туалет, ни в коем случае не нужно пытаться справиться с этим симптомом, ограничивая питье.

Изжога возникает из-за гормона прогестерона. Он расслабляет мышцы в стенках внутренних органов, включая жом, который находится на границе между желудком и пищеводом – сфинктер. В итоге возникает гастроэзофагеальный рефлюкс: содержимое желудка поступает в пищевод, и будущая мама испытывает неприятное чувство жжения за грудиной.

Для того чтобы справиться с изжогой, рекомендуется принимать пищу небольшими порциями, не есть на ночь и не лежать после еды. Если это не помогает, врач может порекомендовать антациды – препараты, нейтрализующие соляную кислоту в желудке.

Частые колебания настроения. Отличное настроение сменяется слезами, страхом, раздражением, это происходит быстро и много раз за день. Важно, чтобы рядом с будущей мамой в это время был человек, который обеспечит поддержку, которому можно выговориться. Чаще всего эту роль исполняет муж или родители. При необходимости можно обратиться к психологу.

Тошнота по утрам – самый знаменитый и очень распространенный симптом первого триместра беременности. Его испытывают до 85% женщин. Возникает тошнота из-за реакции тела будущей мамы на эмбрион, гормональной перестройки. Она может сохраняться на протяжении всего первого триместра и бывает выражена в разной степени: одних женщин лишь немного тошнит, у других без утренней рвоты не начинается практически ни один день.

При тошноте, рвоте, диспепсии и других состояниях беременной могут назначать прием энтеросорбента. Выбирать сорбирующее средство нужно правильно, чтобы не причинить вреда ребенку. Смекта — популярный сорбент на основе глины, перестали назначать беременным с марта 2021, когда ANSM выпустило письмо об обнаружении в сырье для изготовления Смекта свинца.

Свинец из Смекта и аналогов при терапии данными препаратами может проникать в кровь и причинять вред здоровью ребенка. Российское общество акушеров-гинекологов отреагировало на данную новость от ANSM рекомендацией: не назначать беременным, кормящим женщинам, а также детям до 2-х лет Смекта и дженерики.

В качестве энтеросорбента у данных групп людей применять проверенные десятилетиями отечественные сорбенты, в частности — Энтеросгель и аналогичные. Выгодное отличие Энтеросгель от порошковых сорбентов — избирательность адсорбции (не выводит из организма важные полезные вещества), минимизация риска развития запоров при терапии данным препаратом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания
Adblock
detector