🚀 Курсовая работа на тему «Особенности оказания неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе при прерывании маточной беременности на ранних сроках» — готовая работа бесплатно

Курсовая работа «аборт – этическая проблема биоэтики» | образовательный портал fotonamolotok.ru — библиотека учебно-методических материалов

-38104445

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Уральский государственный горный университет»

Факультет заочного обучения

Кафедра геоэкологии.

Курсовая работа

дисциплина: Биология

Аборт – этическая проблема биоэтики

Выполнила:

Студентка 3 курса группы ЭП-3з

Амангулова Зарема

Проверила:

Бадьина Татьяна Анатольевна

Екатеринбург

2021г

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Аборт как одна из проблем биоэтики.

1.1. Виды абортов…………………….………………………………………….4

1.2. Методы профилактики искусственного прерывания беременности…….8

1.3. Медицинские последствия абортов……………………….……………….11

1.4. Этические проблемы искусственного прерывания беременности……….14

Глава 2. Анализ статей по теме исследования.

2.1. Статистика абортов в России………………………………………….…….18

2.2. Почему нельзя запрещать аборты……….……………………….………….24

Заключение………………………………………………………….…………..33

Список литературы……………….……………………………….……….……34

Приложения……………………………………………………………………..35

Введение

Абортом называется всякое прерывание беременности; основные моральные проблемы связаны с искусственным прерыванием беременности.

Для верного понимания морального аспектов этого вида медицинского вмешательства необходимо осознавать, что беременность-это, с одной стороны, нормальный физиологический процесс, происходящий с женщиной, а с другой, это процесс биологического формирования нового человека. Поэтому, даже допуская практику аборта по принципу«меньшего зла», следует иметь в виду, что он представляет собой серьезную травму (моральную и физическую) для женщины, а также является злом, прерывающим уже начавшуюся жизнь нового человека [8].

Искусственное прерывание беременности распространенно в наши дни более чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10% этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом. На данный момент озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов-материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые проблемы его допустимости на ранних сроках беременности и законодательной регламентации.

Поэтому тема нашего исследования: «Аборт – этическая проблема биоэтики».

Цель исследования: рассмотреть морально-этические и медицинские проблемы, вызванные искусственным прерыванием беременности.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

Рассмотреть различные виды искусственного прерывания беременности.

Выявить медицинские последствия аборта и его влияние на репродуктивную функцию женщины.

Выявить морально-этические проблемы аборта.

Глава 1. Аборт как одна из проблем биоэтики.

Аборт и его виды.

Аборт – в переводе с латинского означает «выкидыш». Аборты бывают самопроизвольными и искусственными. Самопроизвольные выкидыши происходят извне. Искусственный аборт – медикаментозное или хирургическое вмешательство, с помощью которого производится прерывание беременности.

По данным Российской ассоциации «Планирование семьи», Россия удерживает второе место в мире по числу абортов – на 100 родов приходится 208 абортов. К сожалению, не смотря на то, что в арсенале врачей-гинекологов имеется огромное количество средств контрацепции, аборт по-прежнему остается основным методом планирования семьи. Выбор метода прерывания беременности, как правило, определяет женщина вместе с врачом в соответствии со сроком беременности и материальными возможностями женщины [10].

Существуют различные виды выполнения операций по прерыванию беременности, при этом каждая операция предназначена для выполнения лишь на определенном сроке беременности и отличается своими особенностями и осложнениями.

Мини-аборт – этот метод применяется до срока 4 недель беременности. В ходе такой операции в шейку матки последовательно вводятся металлические расширители, при этом каждый следующий инструмент больше предыдущего по диаметру. После этих манипуляций в матку вводится трубка от вакуумного аспиратора. Создавшееся отрицательное давление способствует отсасыванию внутреннего слоя матки (эндометрия) и организма плода. Если аборт выполняется при сроке более 4 недель, плод при этом разрывается на части.

Лучше всего проводить его при 4–5–недельной беременности. При мини-аборте от металлических расширителей отказываются, то есть не подвергают риску травмы мышечный аппарат шейки матки, тогда реже возникают осложнения, которые в дальнейшем нередко становятся причиной невынашивания, если женщина захочет родить [3].

Существует также так называемый классический аборт. К сожалению, для многих женщин этот метод является главным средством прерывания беременности. За год в мире 60 млн. представительниц прекрасного пола проходит через абортарий. Из трех беременностей лишь одна заканчивается родами, а две – абортами.

Процесс подготовки более сложен: в стационаре врач-гинеколог осматривает женщину, уточняет срок последней менструации, устанавливает предполагаемый срок беременности. Заводится специальная медицинская карточка. Кроме того от женщины получается письменное подтверждение о согласии но операцию и о том, что она предупреждена о возможных осложнениях. Затем женщину консультирует врач–анестезиолог и получает подтверждение от женщины о том, что она предупреждена о возможных осложнениях.

Суть аборта заключается в удалении из матки оплодотворенной яйцеклетки. Вначале влагалище обеззараживается спиртом и йодом. Затем специальными «пулевыми» щипцами наружу из влагалища вытаскивают шейку матки.

Чтобы попасть внутрь матки, растягивают канал шейки матки специальными расширителями, по–научному расширители Гегара. Вводят сначала самый тонкий расширитель, а затем заменяют его на более толстые. Затем врач проникает в матку и специальным пробором под название кюретка срезает внутренний слой матки с оплодотворенной яйцеклеткой. О том, что аборт закончен, свидетельствует специфический хруст, создающийся при трении кюретки о внутреннюю поверхность матки.

После выскабливания проводят очистку полости матки при помощи вакуум-экстрактора. В идеале после проведения аборта нужно произвести гистероскопию или контрольный ультразвук, чтобы убедиться, что аборт прошел хорошо. Также необходим массаж матки, особенно при первом аборте и назначение диадинамических токов. Дополнительные исследования и физиотерапевтические процедуры позволяют предупредить осложнения аборта [4].

На сроке 18–27 недель часто применяется метод интраамниального введения жидкостей. После расширения шеечного канала в матку вводится длинная толстая игла, которая прокалывает плодный пузырь и отсасывает некоторое количество околоплодных вод. После этого по этой игле в матку вводится равный объем концентрированного раствора поваренной соли и глюкозы. Согласно научным данным, на этих сроках у ребенка уже появляется чувствительность, и смерть подобным образом является для него наиболее мучительной. Тельца младенцев чернеют и сморщиваются от обезвоживания и ожога концентрированным раствором соли. Через несколько часов после гибели ребенка начинается родовая деятельность, и организм женщины избавляется от мертвого плода.

При сроке беременности до 27 недель может применятся метод внутривенного введения простогландинов, вызывающих родовую деятельность. На таком сроке младенцы рождаются жизнеспособными, но врачи не применяют никаких терапевтических мероприятий по отношению к ним, оставляя младенцев умирать. Однако применение простогландинов в нужных дозах часто вызывает резкие нарушения в организме женщины.

Операция малого кесарева сечения также является одним из методов искусственного прерывания беременности. Обычно применяется на сроке 18–27 недель, однако при необходимости может быть использована при сроке от 13 недель до самых последних дней беременности. При проведении этой операции на поздних сроках плод обычно уже бывает жизнеспособен. В этом случае ребенка кладут на окна между рамами или в холодильник с тем, чтобы он погиб от переохлаждения.

К сожалению, в наши дни существует так называемый криминальный аборт. С точки зрения современного российского законодательства данным абортом считается искусственное прерывание беременности, произведенное лицом, не имеющим медицинского сертификата по специальности «врач акушер-гинеколог». То есть, если в условиях стационара медицинского центра или сельской больницы беременность прервет врач–специалист, не являющийся гинекологом, то это будет квалифицированно, как преступление. Но с другой стороны, если акушер–гинеколог предложит произвести прерывание беременности, к примеру, в сарае собственной дачи, то нарушением это являться не будет [5].

В частной переписке некоторых акушеров-гинекологов нередко встречаются вопросы о том, как самостоятельно прервать беременность, но ранних сроках. Поэтому многие врачи рассказывают о доступных в быту способах прерывания беременности и о непоправимом вреде здоровью, которые они наносят.

Одним из популярных методов был подробно описан в повести А. Приставкина «Дети Арбата». Этот метод заключается в общем воздействии на организм. Чтобы вызвать плодоизгнание женщина принимает горячую ванну или душ, обклеивает себя горчичниками. В ряде случаев манипуляции вызывают сокращения матки и выкидыш. К этому же методу можно отнести умышленное падение на живот, к примеру, со шкафа, сдавливание матки руками. Опасность заключается в развитии маточных кровотечений, которые достаточно трудно остановить. В зависимости от методики самостоятельного аборта летальность (женская смертность) колеблется от 25 до 40% [5].

Вывод: искусственное прерывание беременности является серьезным испытанием для организма женщины репродуктивного возраста. С развитием медицины угроза здоровью и жизни во время беременности и родов существенно уменьшилась, но все больше женщин сталкиваются с риском, связанным с искусственным прерыванием беременности .

Для того, чтобы не испытывать моральных и физических мук, необходимо помнить, что существует огромное количество методов и средств для предупреждения нежелательной беременности. 

1.2. Методы профилактики искусственного прерывания беременности.

К методам профилактики абортов относятся контрацепция и планирование семьи.

Планирование семьи следует рассматривать как один из важных путей сохранения здоровья населения. Поэтому чрезвычайную важность приобретают адекватные медикосоциальные мероприятия, направленные на охрану репродуктивного здоровья, начиная с самого раннего детства [16].

Отсюда следует, что планирование семьи – это комплекс медикосоциальных мероприятий, позволяющий предупредить нежелательную беременность, обеспечить оптимальные интервалы между родами с учётом возраста женщины, её здоровья, количества детей в семье и других факторов, т.е. предупреждение слишком ранних, поздних и частых родов. Правильно подобранные средства контрацепции помимо контрацептивного эффекта, оказывают лечебное действие, могут предупреждать заболевания передаваемые половым путём [2].

Работа по планированию семьи может осуществляться:

1) Индивидуально;

2) На уровне семьи;

3) На уровне коллектива;

4) Путем реализации соответствующих муниципальных и федеральных программ [15].

Контрацепция, (от лат. Contraceptio – против зачатия) – предохранение от зачатия. На современном рынке медицинских и фармацевтических услуг существует огромное количество методов и средств для предотвращения нежелательной беременности или контрацепции [14].

Существующие методы контрацепции можно условно разделить на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический метод, который известен в литературе как календарный (температурный) метод, прерванный половой акт, механические средства, химические с локальным действием. Ко второй группе современных методов относятся: гормональная или оральная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС) [12].

Выделяют несколько видов контрацепции:

1) Механическая контрацепция–с использованием презервативов, которая является еще и средством предохранения от венерических заболеваний и ВИЧ;

2) Химическая, которая основана на подкислении среды влагалища с помощью специальных свечей, таблеток, кремов, оказывающих губительное действие на сперматозоиды;

3) Физиологический метод, учитывающий фазы менструального цикла женщин;

4) Внутриматочная контрацепция с применением внутриматочных спиралей – инородных для организма тел, которые держат матку в тонусе и не дают прикрепиться к ней оплодотворенной яйцеклетке;

5) Гормональный метод, основанный на введении в организм женщины определенных половых гормонов, которые прекращают овуляцию на период приема таблеток, на три месяца при применении инъекции «Депо–провина» или на пять лет, после вшиваний капсул «Норплант». В эту же группу входит метод экстренной контрацепции, разработанный для женщин, подвергшихся изнасилованию, с помощью таблеток «Постинор» и др.;

6) Прерванное половое сношение является одним из распространенных методов контрацепции, но он нарушает физиологию полового акта и отрицательно влияет на мужской и женский оргазм;

7) Хирургические методы добровольной стерилизации мужчин и женщин применяются не часто, что связано с невозможностью в большинстве случаев после операции восстановить репродуктивную функцию, если в ней возникнет необходимость;

8) Метод лактационной аменореи (если женщина кормит грудью, у нее отсутствуют менструации, а возраст ребенка меньше 6 месяцев) [16].

Вывод: изучение эпидемиологии контрацепции показало, что у нас в стране отношение к современным методам контрацепции, особенно гормональной, остаётся настороженным, в результате чего более половины женщин используют традиционные барьерные противозачаточные средства. К сожалению, существует обратная зависимость между эффективностью метода и частотой его использования.

Медицинские последствия абортов.

Любой аборт, проводимый как хирургическим, так и нехирургическим способом, неизбежно несет за собой риск осложнений и нежелательных последствий. Если аборта не избежать, лучше воспользоваться нехирургическими способами прерывания беременности, так как они сводят к минимуму вероятность возможных осложнений. При нехирургических методах прерывания беременности нет проникновения инструментов в матку, следовательно, нет ее механических травм, нет воспалительных осложнений и нет осложнений, связанных с применением наркоза [3].

Однако, даже при самых лучших условиях, когда аборт произведен в клинике опытным специалистом, не исключены негативные последствия для здоровья в результате осложнений.

Осложнения со стороны матки в первую очередь это разрыв шейки матки, кровотечение, перфорация и разрыв стенки матки. Наиболее распространенные методики проведения прерывания беременности предполагают манипуляции внутри матки, вследствие чего риск повреждения шейки или стенки матки весьма высок. В зависимости от размеров и локализации такого повреждения производят или его ушивание, или полное удаление матки (гистерэктомию). Кроме того, при многократных выскабливаниях стенка матки может истончаться настолько, что вынашивание беременности становится невозможным. В этом случае женщине рекомендуется стерилизация. Воспалительные процессы в матке нередко возникают в результате инфицирования травмированной шейки или стенки матки во время проведения искусственного прерывания беременности. Следует отметить, что такой воспалительный процесс отличается стойким продолжительным течением, и лечение его крайне затруднено. Результатом этого может стать привычное невынашивание беременности и бесплодие [5].

Воспалительные процессы в малом тазу – параметрит (воспаление околоматочной клетчатки), аднексит (воспаление придатков матки), пельвиоперитонит и перитонит (воспаление тазовой брюшины и всей брюшины), –все эти заболевания могут развиваться в результате инфицирования в ходе операции по искусственному прерыванию беременности. Исходом этих заболеваний может стать бесплодие женщины, а в отдельных случаях даже ее гибель [6].

Осложнения после абортов могут развиться у женщины спустя некоторое время (через несколько месяцев и даже несколько лет). У 18% женщин через два месяца после сделанного аборта разовьется хроническое воспаление придатков матки, у 11% – эрозия шейки матки, у 7%– эндоцервицит, у 4% – различные нарушения менструального цикла. Спустя два года после сделанного аборта эти показатели увеличиваются в несколько раз [13].

Одним из наиболее грозных осложнений абортов у нерожавших женщин является резкое увеличение риска развития рака груди. Как известно, этот вид рака занимает первое место среди причин смертности от онкологических заболеваний во всем мире. Исследования показывают, что у нерожавших женщин, сделавших аборт, вероятность развития рака груди увеличивается на 300%, а если такая женщина имела несколько абортов, и первый ребенок у нее родился не раньше 35 лет, то риск возрастает в 8 раз. Понять, почему так происходит, достаточно просто. Первая беременность начинает особым образом переформировывать и перестраивать клетки молочных желез, подготавливая их к доселе неиспользованной функции – выработке грудного молока и кормлению ребенка. Формирование клеток идет практически на протяжении всей беременности, и заканчивается уже к самым родам. Если же женщина делает аборт и прерывает беременность таким образом (то же самое относится, к сожалению, и к самопроизвольному прерыванию беременности), то клетки грудных желез остаются несформированными, их развитие не завершается. Такие клетки имеют большую способность к раковому перерождению, нежели сформированные окончательно, равно как и еще не начавшие свое формирование. Риск возрастает тем больше, чем больше времени пройдет до момента следующей беременности и родов, которые позволят завершить перестроение клеток молочных желез.

Особое место среди всех осложнений абортов занимает постабортный синдром. Этот синдром включает в себя различные симптомы, как физиологические, так и психологические. Многие из этих симптомов женщина никак не связывает с прошедшим абортом. Наиболее распространенными признаками постабортного синдрома являются: бесплодие и проблемы с зачатием, преждевременные роды, выкидыши, внематочная беременность, сексуальные расстройства, депрессии, чувство вины, суицидальные наклонности, злоупотребление алкоголем и наркотиками, отчаяние, доминирующее желание еще одной беременности, анорексия (отсутствие аппетита и желания есть), ночные кошмары о детях.

Вывод: Мы считаем, чтобы избежать выше сказанные заболевания, женщине необходимо использовать средства предупреждения непланируемой беременности. В нашем веке много различных средств, для любого социального статуса, и это самый безопасный способ, нежели сделать аборт.

1.4.Этическиепроблемы искусственного прерывания беременности религий.

Вокруг столь сложной и деликатной темы в биоэтической литературе сложились две противоположные точки зрения. Аборт–это сугубо личная, интимная проблема, которая никого, кроме самой женщины, не касается, в которую никто не должен вмешиваться. Это просто одна из медицинских операций, и как в случае каждой хирургической операции все проблемы решаются врачом и пациентом. Если коротко выразить эту точку зрения, можно сказать так: «Аборт — это медицинская проблема».

Вторая точка зрения представляет собой противоположный полюс: аборт оскорбляет моральное чувство, поэтому здесь существует моральная, этическая сложнейшая проблема. Ведь прежде, чем прийтик врачу, женщина решает моральную проблему: жизнь или смерть будущего человека, да и после того, как она обращается к врачу, этический смысл проблемы не только не исчезает, но еще более усложняется. В нее вовлекается третий человек-врач, и если он делает свое дело, то становится соучастником убийства [8].

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно и разносторонне обсуждаемых проблем теории морали. Однако философская и научная изощренность этой дискуссии, конечно, совсем не означает, что проблема искусственного прерывания беременности становится более ясной. Специалисты так формулируют ее содержание: «Защитники права на аборт и их оппоненты не соглашаются между собой даже в терминологии спора. Оппоненты настаивают, что здесь проблема следующая: должны или нет эмбрионы иметь право не быть убитыми, как и другие человеческие существа? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни?»[7].

Противники абортов считают совершенно несостоятельной концепцию жизнеспособности плода в качестве обоснования искусственного прерывания беременности. Во-первых, с их точки зрения, эмбрион имеет право на жизнь с момента зачатия. Во-вторых, они постоянно подчеркивают условный характер понятия «жизнеспособность». В–третьих, в публикациях противников абортов приводятся документированные случаи выживания детей, родившихся с массой тела в 420, 360 гр.

Так же они анализируют множество других аспектов проблемы искусственного прерывания беременности. Например, проблема риска, сопровождающего искусственное прерывание беременности: осложнения у матери; осложнения у детей, родившихся у женщин, сделавших аборты; психоэмоциональные проблемы и т.д. Проблему риска противники связывают с проблемой адекватного информирования женщин. Утверждается, что врачи совсем не информируют или даже дезинформируют беременных женщин, принявших решение об искусственном прерывании беременности, о степени зрелости плода и даже о сущности самого этого медицинского вмешательства[7].

На основании подобных аргументов противники искусственного прерывания беременности как морального допустимого вмешательства настаивают, что аборт – это жестокое убийство невинного человеческого существа.

В современном мире существуют три основные позиции, которых придерживаются люди в отношении к искусственному аборту:

·  Либеральная позиция. Плод (и тем более эмбрион) до момента рождения является частью тел матери и правом на жизнь не обладает. Поэтому аборт морально допустим на любой стадии развития эмбриона и плода.

·  Консервативная позиция. Эмбрион (и тем более плод) с момента зачатия является человеком, обладающим в полной мере правом на жизнь. Следовательно, аборт – это форма убийства человека.

·  Умеренная позиция. Аборт морально допустим лишь на начальных стадиях развития плода.

Однозначно вопросы о недопустимости прерывания беременности решаются только религиозными конфессиями. Все основные религии мира выступают противниками аборта [14].

В «Исламском кодексе медицинской этики», в частности, говорится: «Священность человеческой жизни всесильна на всех ее стадиях, начиная от эмбриона и плода. Жизнь не родившегося ребенка должна быть спасена, кроме случаев абсолютной медицинской необходимости, признаваемых Законом ислама. Современные тенденции разрешения аборта исламом не признаются. Ислам предоставляет плоду некоторые права, например, право наследования: если беременная женщина, приговоренная к смерти, приговор приводится в исполнение лишь после того, как она родит и выносит своего ребенка».

Согласно, буддизму, убить – значит совершить самый страшный отрицательный поступок. Этика буддизма начинается с заповеди: «Не отнимай ничьей жизни, будь то человек или животное». Решение проблемы природы и статуса эмбриона в буддизме таково: «зародыш священен и несет весь потенциал человеческого существа». Поэтому аборт «соответствует уничтожению жизни независимо от стадии».

Как считают авторитеты иудаизма, аборт (и вообще – нежелание иметь детей) противоречит истории и мессианскому предназначению еврейского народа. В то же время, если беременность угрожает физическому здоровью матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание [7].

В заключении можно добавить, что тема аборта носит не только медицинский характер, но также морально-этический.

Вывод: На наш взгляд, этическая, моральная, социальная, медицинская и правовая стороны проблемы аборта, указывают на сложность и неоднозначный характер данной проблемы, так как при любом решении, как запрета, так и разрешения абортов, всегда будут оставаться противники принятого решения. Поэтому для грамотного и наиболее оптимального разрешения данного вопроса необходимо ее всестороннее и глубокое изучение. Мы согласны с мнением российского законодателя о разрешении производства абортов по социальным и медицинским показаниям, но, на наш взгляд, для предотвращения производства незаконных абортов необходимы меры государственного воздействия, профилактические меры.

Глава 2. Анализ статей по теме исследования.

2.1.Статистика абортов в России.

Еще с советских времен наша страна является мировым лидером по числу абортов в относительном (1 место) и абсолютном (2 место после Китая) количестве. Советская Россия первой легализовала аборты в 1920 г., и их число в городах (в сельской местности в меньшей степени в силу патриархальной традиции) до запрета в 1936 г. было весьма значительным. В период официального запрета (1936-1955 гг.) статистика по числу нелегальных абортов не совсем достоверна. С 1955 г. начинается взрывной рост числа абортов, и к 1964 г. в РСФСР был по их числу побит печальный рекорд – 5,6 млн. К 1980 г. их число медленно снижается до 4,5 млн. Сравнительный анализ числа абортов в России и других странах мира проводит советник Президента «Деловой России» Алексей Ульянов.

Проведя анализ статьи:«Аборты в России — современное состояние проблемы» Алексея Ульянова, можно сказать, что современная демографическая ситуация России прогнозирует снижение рождаемости на ближайшее будущее и выносит проблему абортов на повестку дня, так современная возможность прерывания беременности неограниченное количество раз существенно представляет угрозу для человека. Россия занимает второе место по количеству абортов, произведенных на 1000 женщин детородного возраста, и первое-по количеству абортов на 1000 рожденных. Ежегодно у нас производится 3 миллиона абортов, причем 60% из них прерывание первой беременности.

Поэтому неправильно связывать проблему абортов с периодом радикальных экономических реформ 1990-х гг. – с 1960 по 2000 г. в России на 1 рождение никогда не приходилось менее чем 1,5 аборта (рис 3). Более того, в последнее десятилетие XX века произошло самое заметное снижение числа абортов – почти в 2 раза (с 4,1 до 2,1 млн.- рис 1). Эти цифры включают аборты в государственных и частных учреждениях. Некоторые исследователи ставят под сомнение положительную тенденцию снижения абортов, ссылаясь на большое число неучтенных прерываний беременностей в частных клиниках. По нашим оценкам, доля неучтенных статистикой нелегальных абортов могла действительно возрасти в последние годы, однако их удельный вес вряд ли превышает 10%. Причины – доступность, бесплатность этой операции в государственных медицинских учреждениях, отсутствие уголовного наказания за проведение абортов с нарушением сроков (т.е. на поздних сроках беременности) при невысоком уровне доходов большинства населения. Тенденция к снижению продолжилась и в последнее десятилетие. В 2008 г. было произведено 1,26 млн. абортов. А в 2007 г. впервые за 50 лет число рождений превысило в России число абортов.

Автор считает, неправильно также связывать уменьшение числа абортов в России с изменением политики государства. Действительно, Правительством России после 2000 г. были предприняты определенные меры по ограничению числа абортов – в 2003 г. был сокращен перечень социальных показаний к абортам на поздних сроках беременности, в 2007 г. – медицинских показаний, а в 2009 г. – запрещена реклама абортов. Тем не менее, сокращение числа абортов в 2000-е гг. замедлилось по сравнению с предыдущим десятилетием.

Результат анализа статистика абортов в России показал, что число абортов на 1 рождение в России всегда было наивысшим за последние 50 лет среди всех 15 государств постсоветского пространства. При этом, во всех странах в последние годы число абортов снижалось, причем в быстрее это снижение происходило в странах –«лидерах» – Балтии, Белоруссии и Украине. Печальное исключение составила Россия – отрыв от Белоруссии и Эстонии нарастает. Более того, с 2007 года в СНГ не осталось ни одной страны, производящей аборты с менее, чем двукратным разрывом от России.

Примечательный факт: на общероссийском фоне выделяется Москва с уровнем абортов в 3-4 раза меньше среднероссийских, оказываясь на рис 4 между Францией и Канадой, а на рис 5 – на уровне Армении и Украины.

Таким образом, в последние годы в России наметилась определенная положительная тенденция к снижению числа абортов. Так, если в 1990 г. в нашей стране было проведено 4,1 млн. абортов, то в 2000 г. – 2,1 млн., а в 2009 г. – 1,26 млн. В 2007 г. число рождений в России впервые после 1960 г. превысило число абортов. Тем не менее, до сих пор по абсолютному числу абортов Россия уступает только Китаю, а по относительному – число абортов на 1 рождение – находится на 1 месте в мире.

Государственной властью были предприняты определенные шаги по нормализации ситуации в отношении абортов. Так, в 2003 г. был сокращен перечень социальных (с 13 до 3-х), а в 2007 г. – медицинских показаний к абортам (по социальным и медицинским показаниям возможен аборт на поздних сроках беременности). В 2009 г. по личной инициативе Президента Д.А. Медведева была законодательно ограничена реклама абортов.

Тем не менее, российское законодательство в отношении абортов остается одним из самых либеральных в мире, в нем существует ряд пробелов. В этой связи, представляется целесообразным внести в нормативные и правовые акты следующих изменений:

Сократить число социальных показаний к абортам с трех до одного – «наступление беременности в случае изнасилования», установив необходимость наличия возбужденного уголовного дела по факту изнасилования.

Сократить число медицинских показаний к абортам, которые должны включать исключительно показания, представляющие угрозу жизни или могущие нанести непоправимый вред здоровью женщины.

Установить следующий порядок проведения аборта по желанию женщины:

запрет на проведение аборта в день обращения путем введения принятой в развитых странах «недели тишины» – то есть аборт не ранее чем на 7-й день после обращения;

обязательная необходимость письменного согласия женщины; в случае если она состоит в браке – также письменного согласия супруга; в случае если она является несовершеннолетней – также письменного согласия одного из родителей или законных представителей;

установить в образце обязательного письменного согласия подробное описание процедуры аборта и всех негативных его последствий для здоровья женщины;

обязательная беседа с психологом или социальным терапевтом, во время которой женщине должны быть показаны снимки и дано на прослушивание сердцебиение ее будущего ребенка.

Ввести обязательное лицензирование деятельности по искусственному прерыванию беременности (что фактически приведет к разделению деятельности по искусственному прерыванию беременности и деятельности акушеров-гинекологов).

Предоставить врачу право отказаться (за исключением угрозы жизни женщины) от проведения аборта по убеждениям или вероисповеданию.

Ужесточить уголовное наказание за незаконное производство аборта, ввести уголовную ответственность

за нарушение порядка и сроков проведения аборта

за проведение аборта в учреждении, не имеющем лицензии

медицинского персонала, социального работника и психолога – за понуждение к аборту

медицинского персонала – за предоставление недостоверной информации о здоровье женщины и ее будущего ребенка.

Отменить предоставление оплачиваемого государством из фонда обязательного медицинского страхования 3-х дневного больничного отпуска при проведении аборта по желанию женщины, сохранив больничные выплаты для абортов по медицинским показаниям и в случае изнасилования.

Внести изменения в программу учебных курсов, согласно которым студенту-медику для получения специальности акушер-гинеколог необходимо ассистировать на двух абортах и два провести самостоятельно (сейчас это приводит к «вымыванию» врачей с неатрофированной совестью из профессии).

Установить полный запрет на рекламу абортов.

Предлагаемые изменения не затрагивают конституционных прав граждан, права женщины решать вопрос о материнстве, и не потребует дополнительных расходов бюджета (более того, за счет сокращения больничных выплат произойдет экономия бюджетных средств). При этом, число абортов, по предварительным оценкам, может снизиться с 1,2 млн. до 300-400 тыс. в год.

Примечательный факт: на общероссийском фоне выделяется Москва с уровнем абортов в 3-4 раза меньше среднероссийских, оказываясь между Францией и Канадой, а на уровне Армении и Украины.

Анализ статьи:«Неестественная убыль», опубликованной в ежедневном журнале «Итоги» Аллы Астаховой показал: ухудшающаяся с каждым годом демографическая ситуация в России заставляет искать пути повышения рождаемости. Все чаще одним из таких путей предлагается запрет на аборты. Так участники прошедшего в Москве общественного форума «Духовно-нравственные основы демографического развития России», организованного Русской православной церковью и аппаратом полномочного представителя президента в Центральном административном округе, рекомендовали сократить количество женских консультаций и запретить аборты.

Автор считает, если демографическая проблема ухудшается в России, рождаемость не увеличивается, остается допустить в страну мигрантов. Но тут возникает фундаментальная проблема на сто лет вперед-проблема интеграции иммигрантов. Решить ее непросто, особенно в России, где сейчас настроения анти иммигрантские, но будет во много раз сложнее, если сейчас ничего не сделать. Подсчитано, что если принять в Россию столько иммигрантов, сколько нужно для того, чтобы остановить сокращение населения, то к концу века приезжие и их потомки составят большинство жителей нашей страны. Так что мы уже сейчас должны задумываться о том, как сделать прибывающих к нам людей россиянами в культурном смысле, в смысле ценностей. Иначе через сто лет это уже будет другая страна. Можно ужасаться, можно иначе относиться, но надо понимать, что это довольно реальная перспектива.

Анализ данных статей показал, чтобы улучшить демографическую ситуацию в России, по мнению Алексея Ульянова необходимо государству отменить финансирование абортов за счет налогоплательщиков, по его словам это уменьшит число абортов в нашей стране, и улучшит демографическое положение. Алла Астахова иначе смотрит на улучшение демографического положения страны, она предлагает запустить иммигрантов в страну. Но, если следовать мнению Аллы Астаховой, это ведь не значит, что число абортов уменьшится, что люди, которые приедут с других стран, не будут делать аборты.

Но, проведя анализ статьи:«Если в России сократить аборты, то не нужны будут мигранты» Московского Патриарха и Всея Руси Кирилла, опубликованной в газете «Комсомольская правда», можно считать, что демографическая ситуация в России испытывает серьезные проблемы из-за абортов и разводов.Он считает, чтобы статистика абортов в России не была на первом месте среди ведущих стран, необходимо сократить количество абортов в два или в три раза. Либо полностью запретить аборты в стране. По словам Патриарха Кирилла, через определенное время не будет никакой нужды в том, чтобы привезти миллионы мигрантов в страну.

Вывод: Если следовать тому, что предлагает нам Алексей Ульянов, то можно будет избежать демографический кризис в стране, о котором нам пишет Алла Астахова. И тогда, нашей стране не понадобится въезд мигрантов, как говорит Московский Патриарх и Всея Руси.

2.2.Почему нельзя запрещать аборты.

Исторический опыт решения проблемы аборта в нашей стране подводит нас к определенным выводам об «оборотной» стороне ситуации наложения запрета на искусственное прерывание беременности. С одной стороны – отсутствие ожидаемых результатов последней, с другой –возникновение еще и ее негативных последствий.

Проведя анализ научной статьи «Россия запрещает рекламу абортов, но отвергает радикальные методы борьбы с ними», опубликованной в газете «Медицинская газета»авторами Константином Щегловым и Анастасией Мануйловой, можно сказатьследующее: рождаемость в рамках действующего запрета на практику абортов, вопреки ожиданиям, не повышается. Зато увеличивается число внебольничных абортов и, как следствие этого, материнская смертность. I

Авторы сообщают, для того, чтобы до конца понять суть подобной закономерности, необходимо осознать одну простую истину. А состоит она в том, что запрет абортов не решает проблемы потребности семьи в определенном количестве детей. Табу на аборты лишь загоняет эти проблемы в подполье, но не ведет к более полной реализации потребности в детях, и тем более, не увеличивает саму потребность в детях. Требовать запрета аборта в условиях социально обусловленной потребности каждой семьи в определенном количестве детей – нонсенс. Ясно, что запретить подобную потребность невозможно. Это равнозначно полному лишению свободы, превращению общества в «демографическую тюрьму», принуждающую (практически всегда безрезультатно) к деторождению. Запрет абортов также бессилен в повышении рождаемости, как и принуждение к рождению трех и более детей с помощью штрафов или чего похуже. Нельзя поставить милиционера возле супружеской постели. Нельзя заставить любить людей, в том числе детей, любить Бога, быть честным и справедливым – нельзя принудить к добру посредством насаждения зла.

Зато очевидным результатом, который неизбежно проявляет себя вместе с наложением запрета на практику аборта, оказывается увеличение числа криминальных абортов вместе с вытекающими из этого трагическими последствиями для репродуктивного здоровья женщин (и, следовательно, нации в целом).

Проведя анализ статьи «Нелегальный аборт», опубликованный автором Региной Утяшевой в рубрике «Metro», мы можем сказать следующее: как показывает практика, производство подпольных абортов является неотъемлемой составляющей ситуации запрета абортов на уровне закона. При этом важно помнить, что аборт – это хирургическая операция и, как всякая операция, таит в себе тот или иной риск. Как бы ни был опытен хирург, какой бы техникой он ни обладал, несчастный случай при аборте всегда возможен. Таким образом, всякий аборт, производимый даже квалифицированным хирургом в больничной обстановке при соблюдении всех правил обеззараживания, может неблагоприятно сказаться на здоровье женщины. Однако, если в подобных условиях благополучный исход аборта максимально обеспечивается, а степень риска всегда будет стремиться к минимуму, то аборт, который делается вне лечебных учреждений невежественными людьми, тайно, в антисанитарной обстановке, при (часто) отсутствии специальных инструментов или же недостаточно обеззараженными инструментами, представляет прямую угрозу здоровью и даже жизни женщины.

Опасность «подпольного» прерывания беременности не исчезает и в случае так называемого лекарственного (фармакологического) аборта. Известно, что с 1999 года в РФ зарегистрирован препарат «мифегин», который позволяет безоперационно прерырвать беременность на сроке до 63 дней. По правилам, искусственное прерывание беременности этим препаратом должно проводиться в клинике под наблюдением врача. В случае же, если законодатели запретят аборт, тогда и «мифегин», будут использовать нелегально в домашних условиях, в то время как у некоторого процента женщин при подпольном применении указанный препарат может вызвать тяжелые осложнения.

В ситуации же, когда аборты законно разрешены, у беременной женщины нет никаких оснований обращаться к помощи невежественных лиц при желании прервать беременность, и она не должна прибегать к аборту вне лечебного учреждения.

Существуют и другие негативные последствия законодательного запрещения абортов.

Очередная сложность данной проблемы обусловлена вовлечением в орбиту абортных дискуссий различных конфессий Христианской Церкви. Таким вниманием к абортам традиционно отличается Римская Католическая Церковь. В последнее время к антиабортному движению присоединилась и Русская Православная Церковь. Усилиями Римской Католической Церкви аборты в Польше уже запрещены (вернее, легально допустимы лишь в некоторых критических ситуациях, – например, в случае беременности, наступившей после изнасилования). На деле этот шаг оказался чрезвычайно эффективным, но только для стимулирования польской национальной индустрии подпольных абортов и «абортного туризма»в соседние страны с более либеральным абортным законодательством. Летом 2003 года в нейтральных водах близ берегов Польши появился плавательный абортарий «Аврора», избавиться от ребенка здесь можно было до 22 недель беременности. На сегодняшний день «абортный туризм»из Польши стал реальным социальным явлением в приграничных с Польшей областях России и Белоруссии. Очевидным социально-экономическим «минусом» подобного явления представляется то, что медицина родного государства при этом теряет полагающиеся ей деньги в «карманах»соседних стран.

Анализ статьи Михаила Чернова «Право на жизнь: нужно ли запретить аборты», опубликованной на сайте «Kasjauns.lv», показывает, что запрет на аборты, по меньшей мере, можно назвать нецелесообразным решением на уровне закона, поскольку он приносит гораздо больше вреда, чем ожидаемой пользы (причем последней, как показывает опыт, может и не оказаться вовсе).

Кроме того, исчезновение из медицинской практики узаконенного аборта, при нынешних реалиях жизни, несомненно, привнесет некоторую долю хаоса в смысловую структуру репродуктивного поведения женщин.

Проведя анализ статьи «Аборт подобен красной кнопке», опубликованный Татьяной Туртыгиной в газете «Аргументы и факты»,можем сказать следующее: что одной из существенных особенностей установок репродуктивного поведения женщин является их неопределенность. Беременность рассматривается многими женщинами как своего рода стихийное бедствие, или, по меньшей мере как неожиданность. И, как поведет себя женщина в случае такой неожиданной беременности, часто не знает (на начальной стадии размышлений о случившемся) даже она сама. Далее оказывается, что иной раз в подобных ситуациях лишь аборт (в качестве фактора возможности или законной альтернативы беременности) способен избавить женщину от порока «неопределенности» и пробудить в ней – в некотором смысле –сознательность. В этих условиях аборт вносит в репродуктивное поведение некий смысл: он как бы упорядочивает мотивы, как рождения детей, так и отказа от этого. Он дает женщине возможность взвесить все за и против и сделать наиболее обоснованный в сложившихся жизненных обстоятельствах выбор. С этой точки зрения любые – самые незначительные ограничения права на аборт – для миллионов женщин грозят «превратить беременность в проклятие».В заключение, в целях более полного представления о нецелесообразности наложения законодательного запрета на практику абортов, важно отметить и принять во внимание еще один –демографический (но уже с глобальной точки зрения) – аспект дела. Конечно, как это было показано выше, численность населения в ряде конкретных стран может снижаться, как, например, это происходило последнее время у нас, в России. Но мы не должны забывать о том, что все мы в конечном итоге имеем одно общее место жительства – нашу планету. Посмотрим же на рассматриваемую проблему с более абстрактной точки:

Баплаева Е.А. Тендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин России. М.,1998, с.35. зрения и постараемся увидеть ее горизонт, для того, что бы понять утопичность идеи повсеместного запрета абортов (даже (или, в данном случае, тем более) при принятии жестких мер по строгому контролю над проведением подпольных операций).

Напомним, что главным целевым лозунгом противников абортов является требование запретить проведение подобных операций в тех странах, где они разрешены и ни в коем случае не разрешать там, где они запрещены. Раскроем несостоятельность данного требования и его практическую необоснованность на примере моделирования идеальной ситуации воплощения этой идеи в жизнь. К чему же тогда мы придем? Мы стали плодиться в геометрической прогрессии. Только за последнее столетие население Земли возросло с полутора до шести миллиардов человек. Ежеминутно на планете рождается 180 младенцев, в день –несколько тысяч, в год — около 75 миллионов. Всего 18 лет назад (в 1987 году), на свет появился пятимиллиардный житель планеты–им «по общему согласию» стал Югослав Матей Гаспар, а сегодня, в 2005г., нас уже свыше шести миллиардов. Скорость спринтерская. Поставленный в таких условиях, вопрос о перенаселении перестает быть чисто научной проблемой. Сколько человек способна приютить и прокормить Земля? По прогнозам ученых, до 12–14 миллиардов, после чего (по их же прогнозам) начнутся проблемы не только с водой, пищей и теплом, но и с воздухом.

Когда-то советские ученые с чисто утопическим размахом «разрешили» проживание 30-и миллиардам землян. И места всем, дескать, хватит, и еды: океан прокормит. Благо много в нем, в океане, водорослей и планктона. Неизвестно, смогли бы эти ученые есть водоросли. Что же касается планктона – его и правда много, но, увы, он малопитателен. Так что, если не хотим голодать, лучше остановиться на 12-ти миллиардах. Как раз столько, по прогнозам демографов, нас и будет к концу этого столетия. При разумной демографической политике, разумеется, которая уже сегодня проводится в «плодовитых»развивающихся странах.

Последнее замечание представляется очень важным. Дело в том, что еще одной проблемой, сопутствующей мировому демографическому взрыву (помимо огромной,нагрузки на природу) является то, что происходит он главным образом за счет развивающихся стран, пока очень бедных. Существует такое понятие: «золотой миллиард». Это население благополучных стран. Если к ним добавить Россию, будет 1 миллиард 200 миллионов человек, и это население практически не увеличивается. Раньше «золотой миллиард» окружало два миллиарда остальных жителей планеты. А потом их стало три, четыре, пять миллиардов. А «золотой миллиард» остается прежним. И сейчас на одного жителя развитых стран приходится пять жителей развивающихся. А если взять только молодежь до 20 лет, то уже семь на одного. Соотношение критическое.

Поток мигрантов, который сейчас беспокоит развитые страны, ничто по сравнению с тем, каким он может стать в недалеком будущем. Пока мобильность населения развивающегося мира невелика (все-таки это в основном крестьянские страны). Но он растет и начинает беспокоить даже такие традиционно иммигрантские страны, как США. Подобные реалии современной жизни обусловили необходимость проведения политики на снижение рождаемости даже в мусульманских странах: Египте, Турции и даже в Иране. Правда, пока что осуществление такой политики возможно лишь в тех мусульманских странах, где сильны позиции модернистов. Наряду с этим, для того, чтобы традиционные общества эволюционировали, нужно какое-то время, а его может и не хватить. Численность социально обделенного населения нарастает с угрожающей скоростью. И если при этом учесть то, что по прогнозам ООН в 2050 году на Земле будет жить примерно 9 миллиардов человек, из которых 8 миллиардов бедных, и один процветающий, –во что это выльется, сказать трудно. Но не думать об этом нельзя.

Самые густонаселенные страны на сегодняшний день — Китай и Индия. Число их жителей уже сейчас насчитывает около двух с половиной миллиардов. В Китае с чадолюбием граждан начали бороться уже давно. Так же, как и в других развивающихся странах, суть проводимой здесь демографической политики стала заключаться в автоматическом лишении родителей многочисленных льгот в случае появления на свет второго ребенка в семье. Известны факты, когда из-за этих ограничений китайские семьи избавлялись от нежелательных первенцев — девочек: важно, чтобы в доме был работник, а не будущая мама.1 Интересно, что подобные факты остаются без внимания со стороны противников абортов, яростно отстаивающих свои принципы. Ведь конечный лозунг последних таков: аборты следует запретить повсеместно.

Но если мы запретим аборты, что же у нас получится? Преступлений подобного рода станет еще больше, участятся случаи жестокого обращения с детьми, появится огромное количество искалеченных женских судеб, резко увеличится число отказников, беспризорников. Родившиеся нежеланные дети очень скоро поймут, что никому не нужны и разрушат общество, допустившее их появление на свет. Кроме того, если запретить аборты в развивающихся странах, отменить политику, направленную на снижение рождаемости, проводимую там в настоящее время, – то в скором времени Земля нас просто не выдержит. Тогда уже начнется «естесственный отбор», жертвой которого сможет стать каждый из нас.

Представим себе хотя бы на секунду ситуацию полной (или близкой к этому) реализации этой идеи. А затем последствия этой реализации.

Думается, что на этом можно завершить обсуждение темы данного раздела, главной целью которого было продемонстрировать то, что наряду с философскими аргументами в оправдание абортов существуют (и возможно даже имеют не меньшую силу) аргументы и совершенно иного.

Дискуссии о моральном праве на прерывание беременности имеет глубокую историю. Аристотель говорил: «Если в браке зарождаются дети вопреки ожиданию, то плод может быть изгнан прежде, чем он начнет чувствовать и жить».

Цицерон же считал, что: «… женщина должна быть наказана за изгнание плода, если она крадет у республики предназначенного для нее гражданина…»[15].

Что же касается современного мира, то был проведен опрос в Госдуме РФ, вопрос был таким: «А вы против абортов?».

Владимир Платонов, председатель Мосгордумы: «Я за легальные аборты. Невозможно заставить рожать женщину, если она того не хочет. Этой мерой можно добиться увеличения числа криминальных абортов».

Андрей Ковалев, депутат Мосгордумы, лидер рок-группы«Пилигрим»: «Я против абортов. Понимаю женщину, которая может оказаться в сложной ситуации, но по-человечески это противно. Нам нужно создавать условия, чтобы женщина рожала, даже если она и не хочет потом оставлять у себя ребенка. У нас огромное число семей, которые жаждут усыновить ребенка, но дети почему-то достаются одним иностранцам».

Александр Чуев, зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций: «Я, как православный, против абортов, потому что это узаконенное детоубийство.Конечно, сразу запрещать аборты не стоит, но нужно поэтапно снижать их уровень, например, проводя разъяснительную работу. Многие даже не понимают, какой вред наносят аборты физическому, духовному и нравственному здоровью человека»[6].

Анализ данной статьи показал, что аборт не может быть благом, но сделанный грамотным врачом, он сохранит женщине здоровье. И тогда, решившись через какое-то время родить ребенка, она сможет это сделать. Еще одним человечком на Земле станет больше. Если же женщина по каким-то причинам рожать не хочет, кто может ее заставить? И имеет на это право?

Вывод:Аборты все равно будут, даже если их запретят, просто угроза здоровью для женщин будет еще больше, так как условия, в которых они будут происходить-будут заметно хуже.

Будет больше процент суицида по поводу нежелательной беременности. Считаем, что запрещать аборты никак нельзя. Надо проводить разъяснительную работу в средствах массовой информации о планировании рождаемости и о возможных проблемах после абортов.

Если порассуждать, то не только аборты наносят вред женщине. А как же курение? Спиртные напитки? Этому должны поставить точку. Ведь большой процент зачатия происходит в нетрезвом состоянии (подростки от 14 лет). Если не будут употреблять, то думать трезво начнут. Надо еще и в школе с младших классов проводить беседы о нравственности и чести, объяснять детям, что такое хорошо и что такое плохо. Проводить беседы не только с детьми, но и с их родителями, чтобы они дома детям объясняли, как спастись от нежелательной беременности, если дети уже начали половую жизнь.

Заключение

Ежедневно в России совершаются тысячи абортов, причем не где-то в отдаленном месте, а рядом с нами: на соседней улице, в соседнем доме, в ближнем подъезде. По статистике аборты в мирное время являются главной причиной материнской смертности. Что влияет на демографическую ситуацию в России, делая ее плачевной.

Мы считаем, что позиция Алексея Ульянова об отмене финансирования абортов за счет налогоплательщиков и уголовном наказании, самая правильная. За счет этой позиции, уменьшится число абортов в стране. И средства, которые направлены на финансирования, направить на детские пособия и выплачивать не до 1,5 лет ребенка, а до трех, так как декретный отпуск матери составляет 3 года. И тогда, многие женщины страны не будут пугаться рождения ребенка.

Если рассматривать позицию Аллы Астаховой об улучшении демографической ситуации в России, то тут можно согласиться на 50%, да, конечно, будет плюсом для страны, если мигрантов интегрировать. Но тут же вопрос: А что будет, если они будут не расположены к интеграции? То наша страна через несколько лет может стать другой страной. Это ведь крайне опасно. Поэтому лучше согласиться с мнением Московского патриарха Кирилла и Всея Руси о сокращении абортов в три раза.

Что же касается запрета абортов, то позиции Щеглова К., Мануйловой А., Чернова М., Утяшевой Р., абсолютно верны. Авторы излагают, если запретить аборты в стране, то прерывание беременности будут проводить нелегально, либо самостоятельно, так как люди в России привыкли быть независимыми. Из-за этого во много раз увеличиться материнская смертность. Поэтому нужно не запрещать аборты, а сокращать, либо постепенно снижать их уровень. И создавать нормальные условия для будущих мам (в нашей стране, и с ее ресурсами это вполне возможно), чтобы женщины не боялись принять на себя материнскую ответственность.

Список литературы:

Антипова Н.Д. Быть или не быть? В поисках критериев начала и конца человеческой жизни.// Медицинская газета. 2004, №37(6466).- c.l 1.

Антипова Н.Д. Рассуждения о поисках критерия начала человеческой жизни и связанной с ними проблеме критерия смерти.// Права ребенка. -2004, №1.- с.37-41.

Антипова Н.Д. Этические коллизии вокруг проблемы аборта в рамках различных ценностно-мировоззренческих ориентаций.// Вестник Московского Университета. Сер.7. Философия. -2005, №1.- с.107-120.

Баранов A.A., Лапин Ю.Е., Антипова Н.Д., Конова С.Р. Концепция законопроекта «Об охране здоровья детей в Российской Федерации» (обсуждение) // Материалы круглого стола «Права плода-пациента: постановка проблемы».// Права ребенка.- 2004, №1. с.8-12.

Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века., М.: Грааль, 2000.-414С.

Актуальное интервью Святейшего Патриарха Пимена. // Журнал Московской Патриархии. М.-1990,№7.- с.21-22.

Алексеев H.H. Основы философии права. СПб., 1998.

Аристотель. Политика. Соч., т.4, М.,1984.

Баллаева Е.А. Тендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин России. М.,1998.- 140С.

Бодяжина В.И. Акушерство. М.: Медицина, 1985.

Богословские труды. Сб.25. М.: Московская Патриархия, 1984.

Гиппократ. Избранные книги. Т.1., М.,1936.- 736С.

Гурвич A.M. Стойкие вегетативные состояния и смерть мозга. // Биомедицинская этика. Под ред. В.И.Покровского., М.: Медицина, 1997.- с.189-198.

Зыятдинов К.Ш. Этико-правовая составляющая медицинской помощи населению Республики. // Актуальные этико-правовые проблемыздравоохранения на современном этапе. Сб. науч. тр. по матер.

Республиканской научно-практической конференции. Казань,6 апреля 2001.- с. 10-16.

Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» ВВС РФ. — 1993, №2.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Знания
Adblock
detector